История ушу на севере Китая
Северный Китай - это зона контактов земледельческого населения долины Хуанхэ и кочевников Великой Степи. За несколько тысяч лет истории здесь было множество войн, что способствовало постоянному совершенствованию боевого мастерства проживающих здесь людей. Крупные войны приводили к перемещениям больших масс людей, в результате чего население перемешивалось, боевые искусства из одних местностей начинали распространяться в других местах. Тем не менее, неразвитость средств сообщения способствовала локализации боевых искусств.
Доисторические времена
Некоторые особенно патриотичные китайские историки ушу начинают выводить боевые искусства еще со времен палеолита. Не отрицая, что первобытным людям наверняка приходилось драться как с дикими животными, так и друг с другом, все же позволим себе усомниться в существовании в то время развитых систем боевых искусств. По крайней мере никакой достоверной информации о них не сохранилось.
Периоды "Вёсен и Осеней" (VIII-V вв. до н.э.) и Враждующих царств (V-III вв. до н.э.)
К этому времени относится становление китайской военной науки и изобретение основных видов оружия: меча-цзянь, сабли-дао, секиры-цзи, клевца-гэ и т.п. Методы рукопашного боя этого периода известны под называнием сянбо ("взаимно столкнуться").
Период первых централизованных империй
Шоубо на гребне времен династии Цинь
При династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) рукопашный бой был известен под названием шоубо ("рукопашный бой"), при династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.) также использовались термины бянь ("рукопашная схватка") и бянь (другой иероглиф, также обозначавший именно рукопашную схватку). В 1975 году во время раскопок на горе Фэнхуаньшань в уезде Цзянлин провинции Хэбэй в могиле времен династии Цинь был найден деревянный гребень, на изогнутой спинке которого было цветное изображение схватки по шоубо. При династии Хань неплохо владевший техникой шоубо Го И создал систему, называвшуюся чаншоу ("длинная рука"). На всех фресках Ханьского периода в Сычуани и на настенных изображениях в могилах времен династии Восточная Хань в уезде Мисянь провинции Хэнань имеются изображения единоборства шоубо. Также при династии Хань была популярна и борьба, которую называли цзюэди ("вступить в схватку") или цзюэли ("померяться силами").
Шоубо времен династии Хань
Цзюэди времен династии Хань
Для развития техники боя с оружием огромное значение имела война китайцев с гуннами. Если в прежнее время основным оружием поля боя была колесница, то против кочевников она оказалась неприменима. Малопродуктивной в войне против кочевников оказалась и латная пехота. Нужно было создавать кавалерию. При императорах Гуан У-ди (25-27) и Мин-ди (58-75) Китай подчинил себе земли, лежащие на Великом Шелковом пути и получил доступ в Среднюю Азию, откуда в Поднебесную империю стали поставлять отличных коней. Создав кавалерию, китайцы сумели обеспечить перелом в свою пользу в войне с кочевниками. Естественно, что в армейскую подготовку пришлось включить способы ведения боя холодным оружием сидя верхом на коне.
Бой китайца с гунном
(реконструкция)
Период политической раздробленности
Ханьская империя была разрушена из-за крестьянской войны, после которой в результате борьбы за власть между отдельными полководцами страна раскололась на три части. Этот период известен под названием "Троецарствия" (220-280). В результате внутренних войн население Китая за столетие сократилось с 50-60 млн. до 16-17 млн. Потом северное царство Вэй сумело покорить царства Шу и У, и вновь объединить страну. Власть в государстве перешла в руки могущественного рода Сыма, один из представителей которого низложил правителя царства Вэй и занял престол, назвав свою династию Цзинь. Однако ослабленная страна оказалась легкой добычей для кочевников.
Оружие времен династий Вэй и Цзинь
В результате нашествия кочевников Китай пережил трагедию национального масштаба: весь север страны был отторгнут степными племенами. В 311 году пал Лоян, в 316 - Чанъань. Император династии Цзинь был схвачен, подвергнут унижению и казнен. Придворные, собравшиеся в городе Цзянъе (современный Нанкин) провозгласили одного из отпрысков дома Сыма императором династии Восточная Цзинь (316-419), а предыдущий исторический период стали называть периодом правления династии Западная Цзинь (265-316).
Цзюэди периода Южных и Северных династий
Государства, создаваемые завоевателями на севере Китая, отличались политической нестабильностью. Северный Китай превратился в арену почти столетней войны. Так начался период Южных и Северных династий. Беспрерывные военные столкновения прекратило лишь новое грандиозное нашествие: Северный Китай был захвачен сяньбийскими племенами из рода Тоба. На завоеванной территории создавались органы власти по китайскому образцу, и в итоге была провозглашена династия Северная Вэй (386-534).
Сянпу периода Южных и Северных династий
Северный Китай превратился в плавильный котел этносов, в котором шло интенсивное взаимодействие различных культур. Через степи в Китай проник буддизм. В частности, именно в то время в Северном Китае распространилась популярная среди степных народов борьба, в которой оба борца ведут схватку, взяв захват за пояс противника. Эта борьба стала известна как сянпу ("взаимно наброситься").
Восстановление и расцвет империи
Варвары Севера постепенно ассимилировались с местным населением. Это привело к тому, что население Северного Китая стало все больше отождествлять себя с китайцами и все меньше - со степняками, в частности перестала существовать военная опора степняков - сяньбийская конница. Тем временем в степях Центральной Азии сформировался Тюркский каганат. Стала реальной опасность подчинения новым завоевателям. Пришедшая к власти в царстве Чжоу военная группировка китайско-сяньбийской знати сумела добиться воссоединения страны, и в 581 году военачальник Ян Цзянь был провозглашен императором новой династии, получившей название Суй. Однако власть династии Суй оказалась не очень прочной, и в 618 году была провозглашена династия Тан (618-907).
В ходе сложного военно-политического противоборства буддизм распространился в народе в качестве религии, противостоящей непопулярной власти. В результате при династии Суй началось строительство буддийских монастырей, в частности, на горе Суншань в уезде Дэнфэн провинции Хэнань был построен монастырь Шаолинь. Во время гражданской войны в начале правления династии Тан монахи Шаолиня оказались в нужное время в нужном месте: выручили из беды императорского сына Ли Шиминя, вскоре пришедшего к власти. В результате монастырь получил право содержать монашеское воинство, что позволило ему успешно противостоять набегам бандитских шаек и дало начало развитию в монастыре боевого искусства.
Мятеж Ань Лушаня
Еще в 711 году ради защиты северных границ от кочевых племен и обеспечения безопасности торговых путей, ведущих в Западный край, танские власти создали институт генерал-губернаторства (цзедуши). В середине VIII века среди губернаторов в особенности выделялся Ань Лушань. И если раньше занимавшие пост цзедуши были облечены лишь военными полномочиями, то Ань Лушань сумел сосредоточить в своих руках также гражданские и финансовые функции. Опираясь на отборные войска из пограничных племен, в 755 году он двинулся на Чанъань и, вступив в заговор со столичными чиновниками, поднял мятеж против танского дома. Император бежал из столицы. И хотя в конце-концов мятеж был подавлен, страна не сразу пришла в себя: посягательство на священную особу Сына Неба воспринималось как "потеря лица". В результате войны цзедуши с императорским домом и междоусобицы в стане самих генерал-губернаторов положение на севере страны было полностью дестабилизировано. Налоги в пользу казны поступали лишь с мест, расположенных южнее Хуанхэ и Янцзы. Должности военных наместников стали наследственными, они становились независимыми хозяевами на подвластных им территориях.
Крах империи, эпоха пяти династий и десяти царств
В 874 году вспышки протеста по всей стране переросли в массовую крестьянскую войну. Сначала в восстаниях, разразившихся в Ганьсу, Шэньси, Хэнани, Аньхое и Шаньдуне, наиболее влиятельным из повстанческих лидеров стал Ван Сяньчжи. В 875 году к нему присоединился Хуан Чао - выходец из семьи, разбогатевшей на контрабандной торговле солью. В отличие от рядовых крестьян он знал грамоту, прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука. В 878 году Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян, однако в битве за Лоян погибло 50 тысяч восставших, а сам Ван Сяньчжи был схвачен и казнен. Хуан Чао укрепился на юге, и в 880 году двинулся на север. Раскол в обществе усилился настолько, что многие присоединялись к восставшим; Лоян был взят без боя. В 881 году повстанцы вступили в Чанъань и объявили о создании новой династии. В 884 году восстание было разгромлено, но правящую династию уже ничто не могло спасти. Страна раскололась на мелкие государства. Возраст новых "династий" не превышал 13-16 лет. Опустели пограничные военные поселения: все воинские силы оказались вовлеченными во внутренние распри.
Положением в Китае воспользовались кочевники-кидани. В 916 году один из влиятельных вождей провозгласил себя императором. В 937 году новое государство стало называться Ляо. Опасность вторжения со стороны киданей стимулировала прекращение междоусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 году войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куанъиня императором новой династии Сун, он получил широкую поддержку не только войска, но и жаждущего мира населения.
Цзюэли времен династии Тан
В народе по-прежнему были популярны шоубо и цзюэди. В работе Тяо Луцзы "Записки о цзюэли", написанной при династии Сун, есть такое место: "Император династии Поздняя Тан Чжуан-цзун был очень энергичен, очень любил как смотреть цзюэди, так и участвовать. Однажды решил победить в поединке Мэнь Гуаня, но вначале уговорился с чиновником, что тот не будет слишком уж поддаваться. Мэнь Гуань отступал четыре раза, но, как говорят, будучи опрокинутым ударом и скрученным, он ударил рукой и повалил императора. Получил за это округ Ю и звание цзедуши".
Династия Сун (960-1279)
Возвратить земли, захваченные киданями, сунским властям не удалось. Политика основателя дома Сун и его потомков была направлена на упрочение власти и искоренение центробежных тенденций; эта ориентированность получила образное название "укрепления ствола и ослабления ветвей". Были упразднены прежние административные единицы, возглавляемые всевластными военными наместниками, и введено новое административное деление: теперь все районы подчинялись непосредственно императору; высшими административными единицами, включая крупные города, стали провинции, делившиеся на области, округа и уезды. Армия состояла в основном из наемников. Она была рассредоточена по всей стране, но подчинялась непосредственно императору. В столице квартировало "войско запретного города", собранное там для охраны Сына Неба. Кайфэн переполняли бездельничающие воины императорской гвардии. Войска отличались низкой дисциплиной и слабой подготовкой, вооружения нередко не хватало. Границы империи охраняли незначительные войсковые части.
Снижению боеспособности армии способствовало и презрительное отношение гражданских лиц к военным. Принцип "укрепления ствола и ослабления ветвей" привел к тому, что традиционное для Китая возвышение гражданского начала в ущерб военному достигло в сунское время своего апогея.
В условиях пренебрежения армией боевые искусства превратились в средство развлечения и оздоровления. Так в "Истории династии Сун" в разделе "Заметки о военном деле" сказано: "Хотя шоубо и не имеет реального применения, но зато хорошо укрепляет тело и руки". В столичной Канцелярии обороны государства был сооружен лэйтай (помост для поединков), куда приходили силачи со всех провинций померяться силами. Перед началом поединков делалось объявление, что можно делать ставки на результаты поединков. Победителям поединков вручались ценные призы.
Тем временем киданям государства Ляо удалось овладеть севером Хэбэя и прочно обосноваться на Ляодунском полуострове, прервав связь Китая с Кореей. Профессиональные киданьские войска постоянно били китайские армии, даже значительно превосходящие их по численности. Как кочевники, кидани имели превосходную кавалерию, из оседлого населения страны набирали пехоту. От китайцев кидани переняли искусство построения боевых метательных машин.
Одновременно в конце X века на северо-западе возникло тангутское государство Великое Ся (982-1227) или Западное Ся (Си Ся). Его правитель Юаньхао в 1038 году принял титул императора. Ударной силой тангутов была конница. Тангуты сумели занять провинцию Ганьсу и северную часть Шэньси. Изнурительные китайско-тангутские войны шли на протяжении всего XI века. Вторжения тангутов превратили в пустыню некогда цветущие земли. Кроме того, активная внешняя политика тангутов мешала торговле по Великому Шелковому пути.
Нашествие чжурчжэней
Племена чжурчжэней обитали на северо-восточной границе Китая. После разгрома династии Сун на севере чжурчжэньские племена оказались под властью киданьского государства Ляо. Однако в 1115 году чжурчжэньский вождь Агуда был провозглашен императором государства Цзинь. Чжурчжэни начали войну против империи Ляо. Увидев в чжурчжэнях союзника в борьбе с киданями, сунский двор в 1120 году заключил с ними военный союз.
В 1115-1125 годах чжурчжэни разгромили империю Ляо. Большинство киданей подверглось истреблению. Спасаясь от завоевателей, отдельные отряды киданей и подвластных им племен ушли на запад, где в районе Иссык-Куля основали государство кара-киданей Западное Ляо (1124-1211). В этих малонаселенных районах не было возможности создавать мощные пехотные части, поэтому опорой армии кара-киданей стала легкая кавалерия. Ее мощь была такова, что после покорения кара-киданей монголами она была включена в состав монгольского войска в качестве отдельного тумена.
Обнаружив слабость сунского двора и его войск, чжурчжэни после разгрома киданей двинулись на юг. Весной 1126 года их конница приблизилась к Хуанхэ и стала угрожать Кайфэну. В 1127 году чжурчжэни переправились на южный берег Янцзы. В итоге под напором кочевников с севера сунский правитель был вынужден вместе со своими придворными бежать из Кайфэна. В 1127 году власть императорского дома была восстановлена в Ханчжоу. Поэтому в традиционной историографии время правления Сунской династии разделяется на два периода: северный (960-1127) и южный (1127-1279).
Падение северосунской столицы, потеря своих исконных земель и, наконец, вынужденное бегство Сына Неба от северных варваров воспринималось всеми слоями китайского этноса как национальное унижение. В результате возникло противоречие между патриотическими устремлениями китайских военных, решительно настроенных на бескомпромиссную борьбу с чжурчжэнями, и реальными возможностями империи. Сына Неба все более беспокоила возможность военного сепаратизма в стране. Военачальники, в том числе знаменитый Юэ Фэй, которым было велено прекратить военные действия, стали, по мнению двора, проявлять чрезмерное своеволие и могли легко выйти из-под контроля. Юэ Фэй был заключен в тюрьму и тайно казнен, а между китайцами и чжурчжэнями в 1142 году был заключен мирный договор. Сунский император признал себя вассалом цзиньского правителя и обязался выплачивать ежегодную дань. Граница между империями устанавливалась по реке Хуайшуй в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Сунский двор признал права чжурчжэней на захваченные ими китайские земли.
Таким образом, по северному Китаю вновь пронеслась волна, срывающая с насиженных мест людей и перемешивающая культуры. Но еще более крупная волна была впереди.
Монголы выходят на завоевание мира
У северных границ Китая племена, состоявшие из татар, тайчжиутов, кереитов, найманов, меркитов и т.д., известные в дальнейшем как монголы, появились в начале XIII века. Еще в середине XII века они кочевали на территории современной Монголии, в верхнем течении реки Хэйлунцзян и в степях, окружающих озеро Байкал. В конце XII века в ходе длительной борьбы за власть у них стали складываться первые племенные союзы, во главе которых стояли наследственные правители, выражавшие волю племенной знати - нойонов.
Среди глав родов особенно возвысился Есугэй-багатур (из рода Борджигин). Преемником Есугэй-багатура стал его сын Темучин. Унаследовав воинственный характер отца, он постепенно подчинил себе земли на западе до Алтайского хребта и на востоке до верховья Хэйлунцзяна, объединив почти всю территорию современной Монголии. В 1203 году ему удалось одержать верх над своими основными политическими соперниками, а в 1206 году на курултае (съезде нойонов) Темучин был провозглашен всемонгольским повелителем под именем Чингиз-хана.
Ярко выраженный военный образ жизни монголов породил институт нукеров - вооруженных дружинников на службе нойонов. Из этих родовых дружин создавались вооруженные силы монголов, скрепленные кровными родовыми связами и возглавляемые испытанными в долгих изнурительных походах руководителями.
В 1209 году монголы вторглись в Западное Ся. Тангуты были вынуждены не только признать себя вассалами Чингиз-хана, но и выступить на стороне монголов против чжурчжэньской империи Цзинь. В этих условиях южносунское правительство, пытаясь воспользоваться ситуацией, прекратило выплачивать дань чжурчжэням и закллючило соглашение с Чингиз-ханом о совместных действиях.
В 1210 году монголы начали поход на Цзинь и вторглись в провинцию Шаньси. В 1215 году Чингиз-хан после длительной осады овладел Пекином. Его полководцы повели свои войска в Шаньдун.
В 1218 году монголы начали поход на Запад и овладели землями Западного Ляо. Одновременно в 1217 году Чингиз-хан снова напал на Западное Ся. В 1225 году монголы начали решающее наступление на тангутов, учинив им кровавый погром. Завоевание монголами Западного Ся закончилось в 1227 году, тангутов вырезали почти поголовно. Возвращаясь домой из этого похода, Чингиз-хан умер. Монгольское государство временно возглавил его младший сын Тулуй. В 1229 году на курултае великим ханом был провозглашен третий сын Чингиз-хана Угэдэй. Столицей империи стал Каракорум (к юго-западу от современного Улан-Батора). Новое государство получило название Юань.
Затем монгольская конница направилась к югу от Великой стены, захватывая земли, остававшиеся под властью чжурчжэней. Именно в это трудное для государства Цзинь время Угэдэй заключил античжурчжэньский военный союз с южносунским императором, посулив ему земли Хэнани. Война в Северном Китае продолжалась до 1234 года и закончилась полным разгромом чжурчжэней. Страна была страшно опустошена. Едва закончив войну с чжурчжэнями, монгольские ханы расторгли договор с Южными Сунами и развязали против них военные действия. Началась ожесточенная война, длившаяся около столетия.
В государстве Юань население было разделено на четыре группы. В высшую группу попали, естественно, монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство практически всем административным аппаратом и командование войсками. Вторую категорию образовывали сэму ("цветноглазые") - иностранцы с покоренных монголами земель. Монголы активно перемешивали население на подвластных им территориях, именно в монгольский период в Китае брали на службу выходцев из Средней Азии, Персии и даже европейцев. Третью категорию составляли китайцы-северяне, а также ассимилированные кидани, чжурчжэни, корейцы и т.д. Низший разряд свободного населения составляли жители Южного Китая. Исконное население Срединной империи подвергалось всевозможным ограничениям. Людям было запрещено появляться на улицах городов ночью, устраивать какие бы то ни было сборища, изучать иностранные языки, обучаться военному искусству. Деление единого китайского этноса на северян и южан преследовало целью вбить клин между ними и тем самым укрепить власть захватчиков.
В связи с запретом на обучение военному искусству, основными видами боевых искусств этого периода являются те, что были распространены среди монголов. Согласно выражению генерала Ци Цзигуана, жившему при династии Мин, "Поднебесная была покорена конными лучниками". Помимо стрельбы из лука с коня среди монголов была популярна еще и борьба. Холодное оружие также применялось в ближнем бою, но владение холодным оружием занимало подчиненное положение по отношению к стрельбе из лука.
Среди китайского населения боевые искусства выживали двумя способами. Во-первых ими занимались нелегально. Особенно сильно практика боевых искусств была развита в тайных обществах, например в многочисленных ответвлениях секты Байляньцзяо ("Учение Белого лотоса"). Во-вторых, именно в монгольский период произошло бурное развитие китайского театра с его знаменитым искусством сценического боя. Однако упор на показательность и эффектность привел к появлению чисто показательных комплексов, движения которых не имели никакого боевого смысла.
Династия Мин (1368-1644)
К середине XIV века империя Юань пришла в полный упадок. Политика властей разрушительно действовала на жизнь города и деревни Северного Китая. К тому же разразившиеся стихийные бедствия сокращали посевные площади и вели к разорению земледельцев. Городские рынки опустели, мастерские и лавки ремесленников закрылись. Обстановка в стране чрезвычайно накалилась. Юаньские власти, опасаясь массового взрыва, запретили народу хранить оружие.
В 1351 году, когда на строительство дамб на Хуанхэ власти согнали тысячи крестьян, началось массовое восстание, возглавленное сектой Байляньцзяо. Восставшие назывались "красными войсками" (красный цвет - символ будды Матрейи). Один из руководителей восставших - Хань Шаньтун - был объявлен потомком сунских императоров. Руководство военными действиями принял на себя Лю Футун. Повстанцы заняли Кайфэн, Датун и другие крупные города, достигли Великой стены, приблизились к столице, совершали успешные походы по долине Янцзы. В провинции Аньхой восставших возглавил Го Цзясин. В 1355 году после смерти Го Цзясина командование принял на себя Чжу Юаньчжан.
В 1363 году главные силы Лю Футуна были разгромлены отборными императорскими войсками, а сам он был убит. Часть отрядов "красных войск" Воины времен династии Мин
отошла через Шэньси в Сычуань, часть присоединилась к Чжу Юаньчжану, который обосновался в Нанкине. Одержав победу в центре страны, Чжу Юаньчжан отправил войско на север и в 1368 году занял Пекин.
Характерной чертой правления Чжу Юаньчжана было недоверие, которое правитель испытывал в отношении чиновничества. Ему всюду мерещились заговорщики, готовившие свержение императора. Масштабы репрессий во времена Чжу Юаньчжана были беспрецедентными в китайской истории - пострадало не менее 40 тысяч человек, среди которых находились бывшие сподвижники императора, соратники, с помощью которых ему удалось прийти к власти и которых он опасался прежде всего. По границам империи были созданы уделы, которые были розданы членам императорского клана, в первую очередь сыновьям. В результате после смерти основателя империи между наследниками разразилась гражданская война, завершившаяся в 1402 году. Ставший императором Чжу Ди остался в истории страны одним из сильных и мудрых правителем, и в то же время - последним сильным правителем династии Мин.
Первая половина XV века характерна активной внешней политикой Китая: он ведет активные наступательные операции против кочевников, вторгается во Вьетнам, китайский флот совершает дальние заокеанские походы. Однако недоверие императоров к чиновникам приводит к возрастающему влиянию евнухов, проявивших полную некомпетентность в управлении страной. В середине XV века воспрянувшие духом монголы во главе с талантливым предводителем Эсеном начали вторжение в Северный Китай. Командование китайской армией было поручено императорскому фавориту Ван Чжэню, при армии находился сам Сын Неба. Однако в сражении недалеко от Пекина армия была наголову разбита, сам Ван Чжэнь погиб, а император попал в плен. Столицу удалось отстоять лишь благодаря умелым действиям генерала Юй Цяня, возглавившего ее оборону. Вместо благодарности вернувший себе через некоторое время престол император приказал расправиться с военачальниками, спасшими страну от разрушительного вторжения кочевников.
Часть разгромленных Чжу Юаньчжаном политических соперников ушла на кораблях в море, закрепилась на прибрежных островах и стала искать поддержку у японских пиратов. Поэтому в 1371 году был издан указ, запрещавший частным торговцам и прочему люду выходить в море. Позднее "морской запрет" постепенно усиливался. Однако запрет постоянно нарушался, и пиратские группировки усиливались. В середине XV века у морского побережья Китая действовали 14 крупных пиратских формирований, возглавляемых китайцами.
К середине XVI века борьба с пиратами переросла в необъявленную войну. Пираты создавали свои базы на китайском берегу и близлежащих островах, совершали далекие походы в глубь прибрежных провинций, осаждали и брали многие города. Правительственные войска терпели поражение за поражением. В 1555 году корсары дерзнули напасть на Нанкин. Японцы овладели рядом приморских городов, а пиратские корабли перебрасывали в Китай все новые и новые подкрепления. Это были уже не столько пираты, сколько профессиональные воины-самураи и пехотинцы из японских крестьян. Помещики и чиновники приморских провинций начали создавать собственные отряды самообороны. На их основе военачальники Ци Цзигуан, Юй Даю и Лю Сян сформировали новые ударные части, которые и вышвырнули "японских пиратов" с территории Китая.
Юй Даю и Ци Цзигуан призывали под свои знамена удальцов со всей страны. Согласно легендам, именно тогда, от добровольцев-мусульман, пришедших в провинцию Шаньдун с далекого Северо-Запада, и начал распространяться такой стиль, как чацюань. Но еще более важным для истории ушу является то, что эти полководцы придавали большое внимание индивидуальному обучению солдат, и написали книги, в которых изложили свои мысли о боевых искусствах и описали существовавшие в то время виды боевых искусств.
Период династии Мин является временем, когда происходил взаимный обмен в области боевых искусств между Китаем и Японией. В ходе сражений с японскими пиратами китайцы оценили боевые качества японского меча. Китайский аналог японского меча стал называться мяодао ("меч в форме ростка"), и вошел в некоторые стили в качестве канонического оружия. В Японию именно в этот период прибыл Чэнь Юаньбин, считающийся основателем дзюдзюцу.
Именно во время династии Мин входит в широкий обиход понятие "18 видов боевой техники". Выражение "искусный в 18 видах боевой техники" становится образным указанием на мастера боевых искусств. Под "18 видами боевой техники" понимались владение рукопашным боем и умение драться 17 основными видами оружия (списки конкретных типов оружия в разных источниках немного различаются).
По-прежнему популярны в народе разного рода единоборческие состязания. Теперь они проходят на помостах. Помосты для поединков называются лэйтай, этим же термином обозначают и сами поединки. Чаще всего лэйтай проходят без оружия, но иногда их проводят и на оружии (специально затупленном). Примеры таких поединков можно найти в знаменитом романе Ши Найаня "Речные заводи" (хотя сам роман повествует о событиях, относящихся к временам династии Сун, однако автор жил именно при династии Мин, и по мнению историков ушу в описании боевой техники отражал реалии своей эпохи, которые мог видеть лично).
Крестьянская война (1628-1647)
Неудачные попытки реформ и разложение правящих верхов вызывали стихийный протест населения. С 1620-х годов пламя восстаний стало неутихающим. С 1625 года отдельные повстанческие отряды вели постоянную борьбу в районе Шэньси-Ганьсу. В 1628 году предводители десяти отрядов объединили свои усилия, избрав главным вождем Гао Инсяна. В 1635 году руководители тринадцати наиболее крупных отрядов договорились о совместных действиях, однако в следующем году правительству удалось, подтянув силы с северных границ, нанести повстанцам ряд тяжелых поражений. После этого движение пошло на убыль, ряд вождей, в том числе игравший заметную роль Чжан Сяньчжун, перешли на службу правительству.
Но в 1639 году восстание вспыхнуло с новой силой. На этом этапе решающую роль в нем сыграли Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Закрепившись в Хэнани, а затем в Хубэе и Хунани, Ли Цзычэн переформировал армию и приступил к созданию собственного административного аппарата. В 1644 году в занятой им перед тем и объявленной западной столицей Сиани он принял титул императора, назвав свое государство Да Шунь. В апреле того же года его войска вступили в Пекин. Минский император Сы-цзун повесился. Одновременно закрепившийся в Сычуани Чжан Сяньчжун также был объявлен императором государства Дай Си Го и сделал своей столицей город Чэнду. Единственной крупной неповстанческой армейской группировкой, сохранившей способность к сопротивлению, оставалась Армия обороны северных границ под командованием У Саньгуя.
Маньчжурское завоевание Китая
В начале XVII века Айсиньгиоро Нурхаци объединил чжурчжэньские племена, проживавшие на территории Маньчжурии, и провозгласил создание ханства Цзинь. Ему удалось подчинить себе большинство княжеств Южной Монголии. В 1621 году войска Нурхаци завоевали принадлежавший Китаю полуостров Ляодун. Сын Нурхаци - Абахай - в 1636 году провозгласил себя императором государства Цин, а представителей всех чжурчжэньских племен с той поры начали официально именовать маньчжурами. В 1641 году цинские военачальники завоевали Ляоси.
Абахай умер в 1643 году. На трон был возведен его пятилетний сын Фулинь. Его родственники - князья Доргонь и Цзиргалан - стали принцами-регентами. К 1644 году, оттеснив соперника, Доргонь стал фактическим правителем государства.
Командовавший "Восточной армией" империи Мин У Саньгуй оказался перед трудным выбором: совет повстанческих вождей в Пекине предложил ему во избежание кровопролития признать новую власть и династию государства Да Шунь. Однако У Саньгуй предпочел объединиться с маньчжурами, рассчитывая с их помощью освободить Пекин, возвести на престол малолетнего китайского императора, а самому стать при нем всесильным регентом. 27 мая 1644 года в ходе генерального сражения у Великой стены повстанческая армия была разгромлена объединенными китайско-маньчжурскими войсками.
Однако маньчжуры перехитрили У Саньгуя. Пекин стал столицей империи Цин, а У Саньгую пришлось признать власть маньчжурской династии. Доргонь объявил о благоволении к бывшим минским чиновникам и военачальникам. Всех прочих призвали поддержать новую династию в целях общей борьбы с повстанцами. Землевладельцам и купечеству гарантировалась защита.
Сейчас модно писать о всеобщем сопротивлении китайского населения маньчжурскому господству. Однако на самом деле население Северного Китая - основной зоны Крестьянской войны - поддержало новую власть, гарантировавшую спокойствие и порядок. Когда повстанческая армия, по пятам преследуемая войсками У Саньгуя и маньчжурской конницей, через перевал Гугуань отступила в провинцию Шаньси, в Хэнани местные власти с помощью помещичьих дружин, сельского ополчения и минских войск, посланных с юга, разгромили местных повстанцев. Армия Ли Цзычэна не получила поддержки в Шаньси со стороны населения и понесла значительные потери. Ослабленная крестьянская армия оставила юг Шаньси и через перевал Тунгуань перешла в соседнюю провинцию Шэньси, сделав своей базой город Сиань. Здесь повстанцы укрепились и резко увеличили численность войск.
В целом завоевание Северного Китая прошло для маньчжуров малой кровью. Войска полководцев-китайцев У Саньгуя, Шан Кэси и других встречали здесь самое благожелательное отношение местного населения. Помещичьи дружины, отряды сельской самообороны всячески помогали полководцам и маньчжурским "знаменным" войскам бороться с "разбойниками" и наводить "порядок и спокойствие" в своих уездах, округах и областях. Так была завоевана южная часть столичной провинции и большая часть Шаньдуна. Новая династия отменила три налога времен династии Мин - "ляодунский", "карательный" и "налог для обучения войск", чем купила себе нейтралитет со стороны крестьянства и помещиков. Тем не менее в Шаньдуне маньчжуры впервые столкнулись с партизанским движением, охватившем затем частично Хэнань и Чжили. Повстанцы организовали свои отряды - "войска из вязовых рощ".
В марте 1645 года цинские войска подошли к стратегически важному узкому горному проходу и крепости Тунгуань. Здесь произошла грандиозная битва, в которой была разбита повстанческая армия. Оставив без боя Сиань и юг Шэньси, повстанцы ушли на юг, цинские войска отправились за ними. На Севере, впервые после двадцати лет непрерывных боев, наступил мир.
Однако в 1648 году, в результате раскола в цинском лагере, два полководца-китайца перешли на сторону империи Мин. Это послужило сигналом к массовому восстанию против власти завоевателей на всей территории страны. В провинции Шаньси повстанцы освободили более 50 уездов. В 1649 году на их сторону перешел со своими войсками полководец Цзян Сян. Он разгромил сильную маньчжурскую армию, взял столицу провинции город Тайюань и крепость Датун, создав угрозу Пекину. Подавляющая часть провинции Шэньси в 1648-49 годах была занята отрядами местных повстанцев. Власть маньчжуров сохранялась лишь в столице провинции - городе Сиань. Против иноземцев поднялись мусульмане Ганьсу во главе с Дин Годуном (Дин Гочэнь) и Ми Лаинем. Их отряды овладели районом к западу от Хуанхэ, захватили город Ланьчжоу и прилегающие к нему области, сея панику среди маньчжуров. Практически весь северо-запад Китая вышел из-под власти государства Цин. Под его контролем осталось всего восемь провинций, но и на их территории разгороалась антиманьчжурская борьба.
В критический период военного и политического перелома правительство Доргоня приняло действенные меры для удержания завоеванных провинций в рамках государства Цин. После покорения и разорения провинции Цзянси армия У Саньгуя двинулась в Шэньси. Перед лицом превосходящих цинских сил местные повстанцы сняли осаду Сиани, отступили и рассеялись. Было подавлено восстание мусульман в Ганьсу и взяты все города провинции. Против мятежной провинции Шаньси, представлявшей особую опасность для Пекина, было двинуто отборное "знаменное" войско во главе с самим Доргонем. Доргоню удалось окружить армию Цзян Сяна в крепости Датун, павшей в октябре 1649 года, после чего было подавлено сопротивление и во всей провинции. Так были ликвидированы самые крупные очаги сопротивления на территории империи Цин к северу от Янцзы.
После окончания основных боевых действий маньчжурское правительство получило возможность заняться обустройством своих территорий к северу от Великой стены, заброшенных после 1644 года. С 1662 года "земли Мукдена" превращались в особую провинцию Фэнтянь (Шэнцзин) и считались "внутренними землями", т.е. входили в состав Цинской империи. В 1668 году особым указом Маньчжурия была объявлена запретной зоной, закрытой для китайцев-переселенцев.
Завершив завоевание Китая, Цинское правительство выполнило свое старое обещание, организовав на территории Южного Китая вассальные государства и раздав их в качестве награды тем китайским полководцам, кто лучше и преданнее всех помогал новой власти. "Князьями-данниками" стали Гэн Чжунмин (впоследствии - его сын Гэн Цзимао) в провинции Фуцзянь, Шан Кэси (впоследствии - его сын Шан Чжисинь) в провинции Гуандун и прилегающих областях провинции Гуанси, и У Саньгуй в провинции Юньнань и прилегающих областях провинции Гуйчжоу.
Весной 1673 года молодой император Сюанье приказал "князьям-данникам" сложить с себя власть и явиться в Пекин для последующего поселения в Маньчжурии. В ответ на это У Саньгуй поднял в декабре мятеж. Так началась "война саньфань" ("война трех князей-данников") 1673-1681 годов.
У Саньгуй призвал всех китайцев подняться на борьбу с "северными варварами" и объединиться под его руководством. Однако обессиленный войной и разрухой народ не спешил вставать под знамена предателя родины, прислужника завоевателей и кровавого карателя. Массовой поддержки в разоренных войной провинциях У Саньгуй не получил, хотя на его сторону переходили местные китайские части. За первые десять месяцев похода на северо-восток У Саньгуй стал властелином пяти провинций. Против династии Цин восстали "зеленознаменные" войска в Шэньси, Ганьсу и Хубэе. В 1674 году против маньчжуров выступил второй князь - Гэн Цзинчжун, однако был быстро разгромлен цинскими войсками. К "князьям-данникам" присоединился и последний командующий минской династии - Чжэн Цзин с Тайваня. Шан Кэси держал нейтралитет до 1676 года.
Цинская империя оказалась в критическом положении. Из 15 тогдашних провинций от нее отпали шесть, восстания против маньчжуров произошли в четырех, в ряде провинций шли боевые действия. В Монголии против империи выступил потомок династии Юань чахарский князь Буринай (Сачар), стремившийся восстановить в Пекине монгольскую династию. Со стотысячной коницей он в 1675 году угрожал столичной провинции, отвлекая на северо-запад значительные силы "знаменных" войск, занявших оборонительное положение.
Однако маньчжуры сумели выстоять и расколоть единый фронт противников, и в 1676-1677 годах разгромили на континенте армии Гэн Цзинчжуна, Чжэн Цзина и Шан Чжисиня. В 1679 году Сюанье отстранил от управления государством князя-регента Сонготу и взял всю власть в свои руки. К тому времени У Саньгуй умер от старости, и борьбу с маньчжурами продолжал его сын У Шифань. По мере продолжения "войны саньфань" в нее вовлекались все более широкие слои населения. В 1680 году произошло крайне опасное восстание китайских войск в провинции Шэньси под руководством Ян Цинлуна. Однако действуя с крайним напряжением сил, цинским военачальникам удалось добиться стратегического перелома. В 1681 году власть Цинской династии была установлена на всей территории материкового Китая, летом 1683 года был высажен огромный десант на острове Тайвань - последнем оплоте антиманьчжурской борьбы.
После окончания "войны саньфань" маньчжуры наконец-то смогли обратить внимание на события у них в тылу, на исторической родине, где, пользуясь уходом маньчжуров на юг, русские казаки начали основывать поселения на Амуре. В результате боевых действий 1685-1689 годов в Нерчинске был подписан договор о пограничном размежевании между Российской и Цинской империями.
Укрепление маньчжурского владычества
Императора Сюанье, правившего под девизом "Канси" (1679-1722), сравнивают с двумя его великими современниками - русским царем Петром I, и французским "Королем-Солнце" Людовиком XIV. С завершением завоевания Китая и начавшимся восстановлением страны Сюанье начал проводить крупные реформы. Сумев остаться в роли нейтрального наблюдателя во время халхаско-ойратской войны 1687-88гг., он взял власть над Халха-Монголией, которая в 1691 году была включена в состав Цинской империи. В 1696 году была победоносно завершена 1-я ойратско-цинская война. После этого был взят курс на разгром ойратского Джунгарского ханства и покорение Тибета. В 1715г. началась вторая ойратско-цинская война, которая шла с переменным успехом более двадцати лет.
В 1718 году в провинции Хунань секта "Байлянь цзяо" ("Белый лотос") подняла восстание. Начался период полосы народных восстаний на юге Китая. Однако Сюанье этого не застал. Он скончался в 1722 году. В конце жизни он писал: "В цвете лет я мог натянуть очень тугой лук и выстрелить тринадцатью стрелами одновременно. Я хорошо знаю военное дело, умело вёл сражения и никого не убил зря..."
Наследником Сюанье был объявлен Иньчжэнь, правивший под девизом "Юнчжэн" (1722-1735). Произошло это при помощи расквартированных в столице войск, вопреки мнению прочих членов императорского рода, поэтому император-узурпатор никогда не пользовался поддержкой, да и его смерть выглядит довольно странной. За короткое время своего правления Иньчжэнь успел завоевать Цинхай в 1724г.
Следующим императором стал Хунли - один из самых великих императоров династии Цин. Он правил под девизом "Цяньлун" (1735-1795). Боясь показаться непочтительным к деду, он, процарствовав 60 лет, отрёкся от трона. За время своего правления он завоевал Тибет (1750-1751), Джунгарию (1755-1757) и Кашгарию (1757-1759). Эта вторая волна маньчжурских завоеваний велась силами не только маньчжурских "знамённых войск", но и китайской пехоты и монгольской конницы. Практически всё население захваченной Джунгарии было истреблено. Погибло свыше миллиона человек, ойраты перестали существовать как этнос, лишь 30-40 тысяч человек успели скрыться на территории Российской империи и были поселены в низовьях Волги, ныне они известны как калмыки. На опустевшую же территорию Джунгарии цинские власти начали переселять уйгуров из Кашгарии, сибо и солонов с Амура, чахаров из Внутренней Монголии.
Тем временем на исконно китайских территориях царил мир, что способствовало налаживанию нормальной хозяйственной жизни. Подъём хозяйства вызвал рост торговли и появление зажиточных людей, которым нужны были охранники для торговых караванов, личные телохранители и т.п. Это привело к формированию особого сословия "охранников" (бяо). Именно охранники-бяо и стали той средой, в которой росли и развивались стили китайских боевых искусств. Охранники действовали не в одиночку, а работали в специальных охранных бюро (бяоцзюй), которые и становились центрами распространения отдельных стилей ушу.
Повстанцы из "Белого лотоса"
В 1770-х годах в Северном Китае активизировались различные ответвления секты "Белого лотоса". Одно из них, секта "Байян цзяо" ("Белое солнце"), в 1774 году организовало восстание в провинции Шаньдун. Повстанцы захватили ряд окружных и уездных центров, в том числе город Линьцин на Великом канале, тем самым перекрыв подвоз продовольствия в Пекин с юга. По приказу императора сюда были стянуты из разных провинций отборные войска, которые и разгромили повстанцев.
В 1775 активизировалась другая секта - "Хунъян цзяо" ("Красное солнце"). Она действовала в окрестностях Пекина и Мукдена. Арестовав руководителей секты и многих её членов, власти сумели предотвратить нараставшую опасность. В 1786 году секта "Багуа цзяо" ("Восемь триграм") подняла восстание в области Дамин провинции Чжили. Захватив областной центр и перебив чиновников, повстанцы выдвинули лозунг свержения династии Цин. Восстание было подавлено. В 1788 году властям удалось при помощи арестов сорвать подготовку восстания этой секты в районе, лежавшем на границе провинций Шэньси и Хэнань.
Однако это всё были лишь сполохи надвигавшейся грозы. В 1796 году началось одно из наиболее крупных крестьянских восстаний времён правлений династии Цин. Наступая из провинции Сычуань, повстанцы тремя колоннами вторглись в провинцию Хэнань и, обрастая присоединившимися к ним местными отрядами, устремились к Великому каналу. В Пекине началась паника. Однако колонны наступавших "бандитов-сектантов" неожиданно резко повернули обратно: их командиры поняли, что сил пробиться к столице (а тем более взять её штурмом) у них не хватит.
Поначалу повстанцы стремились овладеть городами и закрепиться в них. Но при их обороне они несли большие потери. Поэтому лидеры секты, отказавшись от захвата и обороны городов, перешли к тактике манёвренной "подвижной войны" в сельских районах. Такая "подвижная война" привела к краху правительственной тактики "истребления и блокирования бандитов-сектантов".
Примерно в 1800 году в ходе гражданской войны наступил перелом, ускоренный тем, что на сторону маньчжурского двора перешли многие влиятельные китайские кланы, верхи которых были напуганы размахом народной борьбы и наступившей смутой. Будучи местными жителями, бойцы местного ополчения "сянъюн" стали жестоким и опасным врагом повстанцев. Создание сельского ополчения и укреплённых лагерей поставило сектантов в тяжёлое положение. К осени 1802 года погибли все крупные полководцы "Белого лотоса". Их армии, колонны и соединения были разбиты или рассеялись. Повстанцы вступали на путь полупартизанской борьбы. Последние отряды повстанцев были разгромлены летом 1805 года.
С поражением восстания 1796-1804гг. религиозные секты и тайные общества не отказались от дальнейшей борьбы. В 1813 году секта "Тяньли цзяо" ("Небесный закон") организовало в Северном Китае новое крупное восстание, руководитель которого был объявлен правителем Китая, преемником династии Мин. В октябре 1813 года отряд заговорщиков, насчитывавший около 200 человек, проник даже на территорию "Запретного города" в Пекине, однако нападение было отбито многочисленной дворцовой стражей. Цинские войска рассправились с восставшими, их предводитель был схвачен и казнён. К началу 1814 года были разгромлены последние повстанческие отряды.
Китай в период вторжения европейцев
На протяжении веков экспорт товаров из Китая преобладал над импортом. В Европе огромным спросом пользовались чай, шелковые ткани, китайский фарфор. За купленные в Китае товары иностранцы расплачивались серебром - Китай был самообеспечивающейся страной и во внешних товарах не нуждался. Однако к концу XVIII века английским купцам удалось найти средство выравнивания торгового баланса между странами - торговля опиумом.
Опиум был известен в Китае как медицинское средство начиная с VIII века, однако как наркотическое вещество стал использоваться лишь с XVIII века, благодаря распространению его в период оккупации голландцами Тайваня. В XVIII веке курение опиума распространилось среди ряда приморских провинций Южного Китая, а в конце XVIII века опиекурение стало серьёзной общественной проблемой, существование которой начало признаваться правительственными кругами. К 1840-м годам пристрастие к наркотику охватило уже сотни тысяч человек (а по некоторым оценкам - около 2 млн.), в том числе и высшие слои администрации, включая столичное чиновничество.
В 1836-38 годах по указанию императора наиболее влиятельные чиновники приняли участие в обсуждении сложившейся ситуации. Наибольшее впечатление на императора произвели предложения, содержавшиеся в меморандуме Линь Цзэсюя - генерал-губернатора Хугуана. В 1838 году Линь был направлен в Гуандун и быстро заставил англичан прекратить торговлю опиумом.
Такой удар англичане не могли оставить без ответа, и в 1840 году разразилась 1-я Опиумная война. Благодаря господству на море и абсолютному превосходству в военной технике англичане с помощью десантных операций нанесли ряд точечных ударов по жизненно важным пунктам и в итоге подошли к порту Дагу, захват которого открывал прямую дорогу на Пекин. Напуганное китайское правительство начало переговоры, завершившееся подписанием позорного Нанкинского договора в 1842 году. В последующие годы права, аналогичные предоставленным Англии, потребовали для себя США и Франция.
Подрыв китайской экономики в результате огромного ввоза в страну опиума, изменение направления торговых потоков в результате открытия для торговли с иностранцами новых городов, а также ряд стихийных бедствий привели к инфляции, росту налогового бремени и резкому обнищанию народных масс, особенно на юге Китая. В результате в 1851 году Хун Сюцюань поднял восстание и объявил о создании "Небесного государства Великого поровнения" - Тайпин Тяньго. Нанеся поражение правительственным войскам, тайпины в 1853 году вышли на Янцзы, захватили там ряд городов и поставили под свой контроль значительную территорию, фактически разделив Китай пополам.
Весной 1853 года тайпины организовали экспедицию для захвата Пекина, но несмотря на то, что войсками командовал один из наиболее талантливых тайпинских военачальников, поход закончился неудачей (из-за недостаточного количества сил). К октябрю сильно сократившейся армии удалось дойти до пригородов Тяньцзиня, но взять город столь немногочисленные силы, да к тому же лишённые артиллерии, не смогли. Посланный в начале 1854 года на помощь второй отряд не смог поправить дело. Оправившиеся от первых поражений цинские войска после нескольких месяцев упорных боёв разгромили обе армии, участвовавшие в северной экспедиции, их командиры были взяты в плен и казнены. Считается, что именно войска тайпинов распространили в зоне своего прохождения некоторые стили ушу, в частности чоцзяо.
В связи с тем, что маньчжурские войска оказались неспособны справиться с повстанцами, центральное правительство было вынуждено разрешить формирование местных армий, находившихся под контролем китайских чиновников-военачальников, которые создавались на основе отрядов ополчения могущественных местных кланов. Именно эти войска и разгромили повстанцев в ходе долгой борьбы, продолжавшейся до 1864 года.
Тайпинское восстание значительно ослабило цинскую державу перед угрозой внешнего вторжения. Этой ситуацией поспешили воспользоваться западные государства. 2-я Опиумная война длилась с 1856 по 1860 годы и развивалась примерно по тому же сценарию, что и первая. В 1859 году форты Дагу сумели отбить англо-французский десант, но это была случайная победа над полностью потерявшими уважение к противнику интервентами, которые расслабились настолько, что забыли, что противник может и отбиваться. Летом 1860 года атакованные по всем правилам военного искусства форты пали, англо-французские войска дошли до Пекина и разграбили летний императорский дворец. Город был спасён благодаря дипломатическому искусству русского дипломата Н.П.Игнатьева, в благодарность за действия которого Цинская империя впоследствии передала России Приморский край.
С точки зрения боевых искусств XIX век характеризуется следующими признаками. Во-первых, некоторые семейные стили благодаря тому, что практиковавшие их мастера занимались охраной торговых караванов, распространились по целым регионам (например, тайцзицюань), в некоторых случаях при этом выходя за пределы семей (саньхуанпаочуй, синъицюань). Во-вторых, большое количество восстаний вызвало спрос на мастеров боевых искусств для тренировки войск, бросаемых на подавление восстаний. В-третьих, уцелевшие участники разгромленных восстаний распространяли свои навыки среди населения.
Китай становится на путь перемен
Череда военных поражений Китая в столкновениях с западными державами, приведших к утрате страной полноты государственного суверенитета, явилась побудительным мотивом к поиску путей выхода из создавшегося положения. Таким выходом явилась политика реформ. Она получила название "политика самоусиления", и проводилась на протяжении 1860-90-х годов. Однако поражение Китая в японо-китайской войне 1895 года продемонстрировало, что маньчжурская монархия оказалась неспособной эффективно соединить отстаивание независимости страны и её модернизацию.
Образованные слои общества понимали, что необходимо менять сложившуюся ситуацию. Менее радикальные представители попытались пойти путём реформ, и им удалось подтолкнуть к этому императора. Три месяца 1898 года вошли в историю как "100 дней реформ". Однако реакция победила, реформаторы были арестованы. Более радикальные представители сразу взяли курс на создание тайных обществ и подготовку общенациональной революции.
В восприятии же широких народных масс в тяготах, с которыми пришлось столкнуться населению Китая, были повинны иностранцы. Дешевые иностранные товары вытесняли с рынка продукцию китайских производителей, железные дороги лишили работы лодочников и транспортных рабочих, а проповеди христианских миссионеров воспринимались как угроза китайской традиции. В этих условиях в 1898 году в Северном Китае разразилось мощное народное восстание, вошедшее в историю как восстание ихэтуаней. Одним из первых зачинателей восстания был мастер мэйхуачжуан Чжао Саньдо, живший в провинции Шаньдун. Чтобы не дать властям повод обрушить репрессии на всех занимающихся этим стилем, он изменил название преподаваемого стиля на ихэцюань ("кулак справедливости и спокойствия"). Восставшие создавали "отряды справедливости и спокойствия" - ихэтуань, в которых обучали всех примкнувших к восстанию основам ушу. Из-за этого иностранные наблюдатели называли восставших "боксёрами", а само восстание стало известно на Западе как "боксёрское восстание".
Восстание разрасталось как снежный ком, к нему примкнуло множество маргинальных элементов, которые занимались погромами, уничтожая всё связанное с западным образом жизни. Преподавание ушу в массах быстро превратилось в профанацию, фанатики-повстанцы были уверены, что заклинания сделают их неуязвимыми для пуль и снарядов, а выученные на скорую руку приёмы позволят им легко расправиться с "заморскими дьяволами". Один из чиновников цинского двора, наблюдавший тренировку ихэтуаней, отметил в мемуарах, что они "двигаются и дерутся подобно актерам классического китайского театра". Естественно, действительность оказалась совсем иной, и "боксёры" массами гибли под винтовочным и пулеметным огнем европейских отрядов. Ведшее сложную политическую игру китайское правительство, убедившись что ихэтуани не в силах справиться с иностранцами, в конце-концов объявило их бунтовщиками и бросило на подавление восстания регулярные армейские части под командованием Юань Шикая. Восстание было потоплено в крови.
С точки зрения истории боевых искусств восстание ихэтуаней сделало очень важную вещь: оно фактически принесло ушу в массы. До этого боевые искусства были делом внутрисемейным, кастовым, ими занимались профессионалы, каждого из которых обучали в индивидуальном порядке. Массовые же тренировки ихэтуаней привели к появлению мифа о том, что боевым искусствам можно обучать быстро большие массы людей. Кроме того, появилось очень много людей, владевших обрывками знаний. Они делились этими обрывками с другими, в результате чего резко увеличилось число людей, заинтересовавшихся боевыми искусствами и желающими пополнить свои знания.
Китай перед революцией
Новое сокрушительное поражение, понесённое Китаем, стало главным побудительным мотивом, приведшим к обнародованию в августе 1900 года императорского указа о проведении реформ. В январе 1901 года был опубликован эдикт, в котором объявлялось о новой серии реформ, получивших название "новой политики". Особое значение придавалось реформе армии. Были отменены древние виды экзаменов для офицеров, включавшие поднятие тяжестей и стрельбу из лука, вместо этого началось формирование военных учебных заведений нового образца (особое внимание уделялось германскому опыту строения вооруженных сил). Реформы в экономической сфере привели к тому, что за первое десятилетие XX века в стране удвоилось количество механизированных предприятий, принадлежавших национальному капиталу. В среде формирующейся китайской буржуазии находили широкое распространение идеи разгромленных незадолго до этого реформаторов.
Летом 1905 года в Японии на основе объединения революционных организаций был образован "Китайский революционный объединённый союз" (Чжунго гэмин тунмэнхуэй), или сокращённо - "Союзная лига" (Тунмэнхуэй). В основу программы этой организации были положены "три народных принципа", сформулированные Сунь Ятсеном. Мысли Сунь Ятсена пользовались популярностью, а его идея "в сильном государстве сильный народ" стала лозунгом для тех, кто организовывал массовые спортивно-физкультурные общества, где преподавались, в частности, и боевые искусства.
Реформа системы образования привела к тому, что возникла необходимость в большом количестве учителей физкультуры. Как внедрение западного образа жизни, так и распространение националистических идей влекли рост популярности занятий физкультурой. В этих условиях национальные боевые искусства были идеальным выходом: это был и вид физической активности, и в то же время - не заимствование с Запада, а своя национальная реликвия. Правда, традиционно занятия боевыми искусствами считались чем-то низким, недостойным "благородного мужа", но раз появился социальный заказ - то появились и исполнители, и некоторые представители интеллигенции начали работу над изменением традиционных представлений.
Представители военных кругов также пытались приспособиться к меняющейся обстановке. В частности, некоторые из них старались найти место в армии нового типа и для традиционных боевых искусств. На севере Китая одной из самых видных фигур в этой области был Ма Лян, успевший дослужиться при монархии до должности военно-полицейского комиссара провинции Шаньдун. Он сам владел ушу и борьбой шуайцзяо, покровительствовал мастерам боевых искусств, в 1901 году под его руководством ряд мастеров ушу разработали систему, названную "Китайское новое ушу" (Чжунхуа синь ушу), которую Ма Лян за время своего преподавания в Училище боевой подготовки в провинции Шаньси и в Училище ускоренного обучения сухопутных войск в провинции Чжили постарался сделать базой для обучения регулярной армии.
"Народные" мастера боевых искусств в основном продолжали заниматься своей обычной деятельностью, однако у некоторых из них теперь появились и новые интересы. Так, в 1910 году по указанию "Союзной лиги" ряд мастеров организовал в Тяньцзине "Ассоциацию китайских воинов" (Чжунхуа уши хуэй), где было открыто массовое преподавание ушу.
Синьхайская революция и гражданская война
10 октября 1911 года в городе Учан провинции Хубэй восстали солдаты сапёрного батальона во главе с сержантом Сюн Бинкунем. Восстание поддержали другие части учанского гарнизона, в руки восставших перешёл арсенал. 11 октября в освобождённом Учане было образовано хубэйское революционное правительство, потребовавшее отречения Цинской династии и провозгласившее Китайскую республику. На призыв хубэйских революционеров откликнулся весь Китай. К декабрю цинская власть фактически сохранялась только в провинциях Чжили, Хэнань и Ганьсу; даже провинции Северо-Востока заявили о своём нейтралитете. 1 января 1912 года революционный юг избрал Сунь Ятсена президентом Китайской республики. Представлявший интересы монархии генерал Юань Шикай поначалу прервал переговоры с республиканцами, но затем сменил позицию, и уговорил вдовствующую императрицу подписать 12 февраля отречение. Это случилось в последних числах года синь-хай по традиционному летоисчислению, потому революцию впоследствии назвали Синьхайской. 15 февраля Юань Шикай был избран временным президентом Китая. Сунь Ятсен, уйдя с поста временного президента, много ездил по стране с пропагандой своего учения, что привело к созданию в августе 1912 года Национальной партии (Гоминьдан).
Опасаясь за свою жизнь, маньчжурская знать начала бежать из Пекина в нейтральную Маньчжурию. К началу ноября 1911 года туда выехало более 250 тысяч человек. Многие из оставшихся маньчжур и монголов срочно меняли имена и фамилии на китайские. Так, известный мастер тайцзицюань маньчжур Цюань Ю с той поры стал носить китайскую фамилию У. Революция смела традиционный жизненный уклад; в частности, не у дел остались императорские охранники и придворные учителя боевых искусств, которым пришлось искать себе новое применение.
Неоднозначно сказалась победа Синьхайской революции на национальных окраинах страны. В Синьцзяне поначалу успех был на стороне революционеров, но в итоге победу одержал ставленник Юань Шикая. Монголия, пользуясь поддержкой России, провозгласила независимость от Китая. Власть в Маньчжурии сосредоточилась в руках Чжан Цзолиня, который, в частности, оказывал покровительство мастерам боевых искусств и приютил многих мастеров, бежавших в Маньчжурию от буйства революции.
Осенью 1913 года на президентских выборах победил Юань Шикай. После этого он разогнал парламент и начал восстанавливать монархию. 23 декабря 1914 года Юань Шикай провёл жертвоприношение в Храме неба, будучи облачённым в императорские одежды.
Тем временем началась Первая мировая война. Япония разгромила Германию в Циндао, и, пользуясь занятостью прочих великих держав в Европе, начала проведение политики на превращение Китая в свой протекторат. Монархические идеи Юань Шикая и его капитулянтская политика по отношению к Японии привели к резкому росту оппозиционных настроений в стране. В конце 1915 года бежавший из Пекина генерал Цай Э в провинции Юннань провозгласил независимость провинции и призвал к борьбе с Юань Шикаем. Постепенно в эту борьбу втянулись губернаторы и военачальники других южных провинций, что вошло в историю как "война в защиту республики". Генералы Юань Шикая воевать не желали, и северные войска терпели поражение за поражением. Весной 1916 года против Юань Шикая выступили и ряд его верных сподвижников. В марте он был вынужден заявить об отказе от своих претензий на престол, а 6 июня 1916 года неожиданно умер.
Со смертью Юань Шикая резко ослабла центральная власть. Китай оказался под властью так называемых милитаристских режимов: наёмная армия давала силу для удержания власти в определённом районе, власть же давала возможность получать через налогообложение средства для найма солдат. Будучи заинтересованными в сильных солдатах, милитаристы с удовольствием нанимали мастеров боевых искусств и оказывали им покровительство. Ма Лян еще в 1911 году сформировал "Команду ушу для прикладной тренировки", а в 1914 создал "Подразделение специальной тренировки ушу для армии". В Шаньдуне, Шанхае, Тяньцзине и Пекине велось специализированное обучение маляновскому "Китайскому новому ушу".
После смерти Юань Шикая президентом стал представитель южных милитаристов Ли Юаньхун, премьер-министром - представитель северных милитаристов Дуань Цижуй. Начавшимся политическим кризисом попытался воспользоваться один из последних сторонников свергнутой династии генерал Чжан Сюнь. 1 июля 1917 года он ввёл свои войска в Пекин и провозгласил восстановление Цинской монархии. Дуань Цижуй в этой сложной ситуации доказал, что обладает реальной властью. Ему удалось объединить силы северных милитаристов и создать мощную армию, оказавшейся способной быстро освободить Пекин. К 12 июля монархический путч был подавлен. Дуань Цижуй заставил уйти в отставку Ли Юаньхуна и поставил на его место Фэн Гочжана. Депутаты разогнанного северянами парламента бежали на юг, и 25 августа в Гуанчжоу провозгласили создание Временного правительство во главе с Сунь Ятсеном. Началась гражданская война в ситуации, когда ни одна из сторон не имела заметного перевеса.
В этих условиях в 1916 году в стране начался настоящий бум боевых искусств. Они вводились в программы всех высших и средних учебных заведений, а группа пекинских мастеров создала специализированное "Пекинское учреждение по спортивному совершенствованию", где открылось широкое преподавание боевых искусств массам.
Боевые действия шли по стране не одновременно повсюду, поэтому многие жители продолжали свою обычную мирную жизнь. Во многих местах продолжался экономический рост, основанный на иностранных инвестициях. Многие китайцы, в том числе и милитаристы, богатели за счёт иностранной помощи и поддержки. В частности, Китай начали посещать иностранные знатоки бокса, борьбы и методов боя с оружием. Слабый Китай заслужил в конце XIX века позорное прозвище "Больной Восточной Азии" (по аналогии с Оттоманской империей, которую называли "Больным человеком Европы"), поэтому в условиях национального возрождения китайцы всеми силами старались продемонстрировать, что они уже далеко не "больные". Одной из реализаций этого стремления стали поединки китайских бойцов с иностранными. На севере Китая больше всего прославился этим боец-мусульманин Ван Цзыпин. Рассказы о его победах над немцами, американцами и японцами расходились очень широко, за свою силу он получил прозвище "Тысячецзиневый силач". В 1919 году Ван Цзыпин победил в Цзинани японского мастера дзюдо Минамото, бросив его так, что тот получил травму, и, уходя от преследований властей, переехал в Шанхай.
В 1918 году в Пекине состоялись "Состязания силачей из десяти тысяч стран", где своей силой всех затмил русский боец, чьё имя записывалось китайскими иероглифами как КанТайЭр. На этот турнир из Тяньцзиня прибыли мастера багуачжан и синъицюань Чжан Чжанькуй (Чжаодун), Ли Цуньи, Ли Цзяньцю и Хань Муся (все - из "Ассоциации китайских воинов"). Победа Хань Муся над КанТайЭром вошла в легенды боевых искусств Китая.
Помимо "Ассоциации китайских воинов" в Тяньцзине и "Пекинского учреждения по спортивному совершенствованию" начали открываться и другие общества по изучению боевых искусств. Так, мастер хуацюань, синъицюань и багуачжан Гэн Цзишань открыл в Пекине "Общество ушу четырех народов" (имелись в виду ханьцы, хуэйцзу, монголы и маньчжуры; название символизировало единство населяющих Китай людей); мастер пигуацюань Ван Жунбяо открыл в Пекине "Общество ушу ради укрепления страны"; мастер синъицюань Бао Дин в 1921 году открыл в Чанъани "Научное и оздоровительное общество ушу"; в 1922 году мастер синьицюань и синъицюань Сюй Чэнлинь открыл в Харбине "Общество ушу Гунъюй"
С 1920 года у власти в Пекине находилась т.н. чжилийская милитаристская группировка, почти постоянно соперничающая с другими группировками. Проявлением этого соперничества стала чжили-фэнтяньская война 1922 года, победа в которой позволила лидеру чжилийцев Цао Куню в следующем году занять пост президента республики. Осенью 1924 года началась 2-я чжили-фэнтяньская война. В разгар этой войны один из чжилийских генералов - Фэн Юйсян - выступил против чжилийских лидеров У Пэйфу и Цао Куня, заявил о поддержке программы Сунь Ятсена, легализовал на подвластной территории деятельность Гоминьдана и Компартии, попросил (и получил) военную помощь у Советского Союза. Свои войска он переименовал в "национальную армию". Присутствие в Пекине войск генерала Фэн Юйсяна, укрепление суньятсеновского правительства на юге страны и общий национальный подъём заставили Дуань Цижуя выступить с инициативой общекитайской конференции по объединению страны. Провал конференции продемонстрировал органическую неспособность милитаристов решить проблему объединения мирными средствами.
27 ноября 1925 года один из фэнтяньских генералов - Го Сунлин - поднял восстание и объявил войну своему бывшему покровителю Чжан Цзолиню. Быстро заняв Южную Маньчжурию, его войска начали продвигаться к ставке Чжан Цзолиня, от полного разгрома того спасло лишь прямое военное вмешательство японской армии. Чжан Цзолинь и У Пэйфу смогли временно договориться о борьбе с "национальной армией". Весной 1926 года "национальная армия" была оттеснена на северо-запад.
Однако за это время окреп революционный юг. 1 июля 1926 года Национальное правительство официально провозгласило манифест о начале Северного похода. К концу года изменилась вся поенно-политическая ситуация в стране. С юга на север наступала Народно-Революционная армия Чан Кайши, с запада на восток - Национальная армия Фэн Юйсяна. В апреле 1927 года, после тяжелых провопролитных боёв две армии соединились. В апреле 1928 года боевые действия начались вновь, выступивший на стороне революционного правительства шаньсийский милитарист Янь Сишань в июне 1928 года захватил Тяньцзинь и Пекин. В связи с переносом столицы в Нанкин Пекин (Бэйцзин - "северная столица") был переименован в Бэйпин ("северное спокойствие", "умиротворённый север"). В июне же погиб фэнтяньский милитарист Чжан Цзолинь; его сын и преемник Чжан Сюэлян в декабре признал власть нанкинского правительства.
К сожалению, в 1928 году боевые искусства Китая понесли тяжёлую утрату: был уничтожен монастырь Шаолинь. Один из "полевых командиров" использовал его в качестве опорного пункта в сражении с войсками Фэн Юйсяна; практичный Фэн не стал гробить солдат в жестокой рукопашной, а расстрелял врага при помощи артиллерии. То, что при этом погиб один из памятников китайского буддизма, генерала-христианина особо не взволновало.
"Нанкинское десятилетие"
Период с 1928 по 1937 годы по сравнению с предшествующим и последующим временами выглядит очень мирным, поэтому историки-китаеведы называют его "Нанкинским десятилетием" (так как Китай в то время был формально единым государством со столицей в Нанкине). Для боевых искусств в этот период самым важным событием является открытие Центрального института гошу в Нанкине и Институтов гошу в провинциях и уездах. Так, уже в 1928 году в Тяньцзине были открыты Институт гошу провинции Хэбэй (ректор - Сюй Гуаньчоу) и Тяньцзиньский институт гошу (ректор - Чжан Тинъэ), в Циндао - Циндаоский институ гошу (ректор - Шэнь Хунле), в Кайфэне - Институт гошу провинции Хэнань (ректор - Чэнь Баньлин), в 1929 в Бэйпине - Бэйпинский институт гошу (ректор - Сюй Шичан), в Гуйхуа - Институт гошу провинции Суйюань (ректор - Ли Пэйцзи), в 1930 в Цзинани - Шаньдунский институт гошу (ректором стал покинувший Центральный институт гошу Ли Цзинлинь), в 1933 в Ланьчжоу - Институт гошу провинции Ганьсу (ректор - Шао Лицзы), в 1937 в Сиани - Институт гошу провинции Шэньси (ректор - Ян Жуйсюань). Понятно, что кадры для институтов подбирались поначалу из местных мастеров и преподавались там местные стили, но за счёт поездок на гошу гокао, командировок преподавателей и обмена опытом постепенно по стране распространялись стили, входившие в программу Центрального института гошу; кроме того, в институтах при поддержке государства велась научно-исследовательская работа в области боевых искусств.
(Источник: beitui.narod.ru)
Мои комментарии