Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
ВБИ
Так дерутся в Китае

1. Спорт и бой: в чем разница?

Какие боевые искусства вы знаете? Что за вопрос - воскликнут 90% читателей и начнут перечислять: дзюдо, каратэ, таэквондо... Хорошо, значит все перечисленные - это системы, позволяющие вам защитить свою жизнь в бою? Тут часть задумается - а что же понимается под словом "бой", ибо ежу понятно, что бить ногами в голову выгодно до тех пор, пока противнику запрещается эти ноги хватать, а бить с разворота удобно когда противник один и не бьет в спину (если вы только не вращаетесь со скоростью мастера багуачжан). И правильно задумается: дзюдо было создано в конце ХIX века с помощью выбрасывания из дзю-дзюцу опасных приемов; каратэ (того образца, в каком оно сейчас существует, сформировалось в 20-х годах ХХ века, ну а для таэквондо известен даже год создания - 1955. Созданы они были именно как спортивные системы ( хотя в рекламных целях обычно утверждается обратное), да и с момента их создания страны-прародительницы боевых действий не вели, так что боевая эффективность этих систем массовой проверки не проходила (если вы только не из тех фанатиков, которые считают, что их система - самая лучшая лишь на том основании, что с другими они просто не знакомы). Погодите, воскликните вы, но ведь есть же и дзю-дзюцу в Японии, и муе в Корее, и... - да есть, но что же вы их не упомянули сразу?

Да потому, что, согласно меткому выражению А. Е. Тараса, средствами массовой информации в эталон боевого искусства возведен маневренный поединок двух джентльменов на татами. Цель же данной серии статей - рассказать, что в Китае понимают под техникой реального боя, потому рекомендую сразу настроить мозги на предложенную волну или не читать дальше. Спортивные единоборства меня интересуют лишь с точки зрения нервной разрядки путем смотрения соревнований.

Историю китайских боевых искусств прекрасно описал А.А. Маслов в одной из своих последних книг*, потому я здесь лишь вкратце расскажу о китайских традициях боев.

История Китая неразрывно связана с боевыми искусствами. Как в языке эскимосов есть десятки слов для обозначения различных состояний льда и снега, так и в китайском языке есть очень много терминов, относящихся к бою, которые трудно перевести на русский или какой-либо другой европейский язык, обычно приходится заменять их целыми описаниями. Одним из самых древних свидетельств существования боевых искусств является найденный в 1975 году во время археологических раскопок гребень времен династии Цинь (221 -- 207 гг. до н. э. ),гребень времен династии Цинь

на котором изображена схватка двух человек. Фотографии этого гребня часто приводятся в китайских книгах по истории ушу и по сей день. После монгольского завоевания в 1279г. боевые искусства были запрещены, и ушу спряталось под маской театра, ибо в китайском театре много боевых пьес с изображением сражений. С то поры одной из отличительных особенностей ушу стало стремление к тому, чтобы движения выглядели красиво. Как следствие, появились чисто показательные направления, не имеющие ничего общего с реальным боем. Китайская поговорка об этом говорит так: "кулаки летают - словно цветы в танце порхают, ноги бьют - словно вышивальные иглы снуют, движения красивые, но проку от них никакого". После изгнания монголов в народной среде пышным цветом расцвели "лэйтай" - "поединки на помостах". По праздникам в деревнях возводили деревянные помосты, на которых желающие могли меряться силами - как без оружия, так и с оружием. Такие поединки хорошо продемонстрированы в художественном фильме "Удан"*. Особых правил у этих боев не было, не рекомендовалось лишь использовать смертельные приемы, а также применять оружие по ходу схватки (то есть условились драться без оружия - деремся без оружия, условились на мечах - деремся на мечах). С этой традицией ничего не смогли сделать даже завоевавшие Китай в 1644 г. маньчжуры. После революции 1911 года в Китае вспыхнули междоусобицы, он распался на десятки автономных областей, которыми заправляли т.н. милитаристы. Они обычно были любителями боевых искусств и поощряли лэйтай, в которых принимали участие многие мастера из бывших тайных обществ, боровшихся против маньчжурской династии. В результате когда в 1928 году в Китае наконец образовалось центральное правительство, поединки на помостах получили и его поддержку, были проведены несколько лэйтай всекитайского масштаба, на первых из них присутствовал лично президент Чан Кайши, а в 1936 году китайская делегация продемонстрировала ушу на Олимпийских играх в Берлине. Так как об азиатских искусствах в то время в Европе мало кто слышал, то исполнение комплексов публика приняла за китайские танцы.

Когда в 1949 году к власти в Китае пришли коммунисты, то ушу было объявлено феодальным пережитком, на его основе решили сделать новый вид спорта. Вначале был взят курс на соревнования по исполнению комплексов ( то, что сейчас называют "гимнастикой ушу"), но народ хотел зрелищ, и потому в марте 1979 года, следуя наступившему в стране буму ушу, "чтобы покончить с суевериями и мистикой, для проверки и развития практического опыта атакующей и защитной техники ушу, обогащения внутреннего содержания комплексов, укрепления понимания атак и защит, втягивания широких масс молодежи в занятия ушу, подъема уровня гимнастики ушу, всестороннего преемствования и развития такого культурного достояния как ушу" Госкомспорт постановляет разработать в трех центрах - Чжэцзянском провинциальном спорткомитете, Пекинском институте физкультуры и Уханьском институте физкультуры -- спортивную форму соревнований по ушу, чтобы впоследствии распространить полученный опыт". После нескольких лет экспериментов с 1982 года начали проводиться всекитайские соревнования по ушу-саньшоу (спортивной форме единоборства в ушу). В 1988 году были проведены первые международные соревнования, и чтобы привлечь зарубежных участников, правила были изменены. Так впервые за всю историю поединков в Китае противники стали драться босиком.

Итак, что же из себя представляет сегодня ушу-саньшоу? Бой проходит на квадратном помосте со стороной 8 метров, высотой 60 сантиметров. Поверхность помоста имеет мягкий настил. Вокруг помоста на ширину 2 метра разложено защитное покрытие толщиной 20-40 сантиметров. Никаких ограждений, канатов и т.п. нет. В поединке участвуют два спортсмена, бой происходит в полный контакт, на спортсменах одето защитное снаряжение (шлемы, жилеты, перчатки, иногда - футы и наголенники). Разрешены удары руками и ногами в голову, корпус, бедра и голени, а также броски. С целью безопасности запрещены серии ударов руками в голову. Чтобы стимулировать проведение бросков за счет техники, а не за счет силы, бросок не засчитывается, если он был проведен из захвата, длившегося более двух секунд. Победить можно нокаутом или по очкам. Два очка даются за серию приемов, сбивание противника ударом или броском на помост, удачную атаку в прыжке, из положения лежа на помосте или низкой подсечкой. Одно очко дается за те же действия, но не со столь результативным эффектом (например если противник от удара не упал полностью, но был вынужден упереться рукой в помост). По старым правилам за выкидывание противника с помоста давали чистую победу, теперь это оценивается в три очка. Запрещаются удары локтями и коленями, болевые и удушающие приемы.

С точки зрения человека, привыкшего к кикбоксингу или каратэ, правила - более чем свободные: хочешь - бей, хочешь - проводи броски, хочешь - прыгай, хочешь - падай и атакуй с земли. Так и воспринимает их молодежь, потому ушу-саньшоу быстро распространяется по Европе и Америке. Однако старые мастера ушу отнеслись к ушу-саньшоу резко отрицательно. Давайте разберемся, почему.

Во-первых, как сказал один из мастеров, "чтобы побеждать в саньшоу нужно заниматься боксом, а не ушу". В саньшоу дерутся в перчатках, что сразу существенно ограничивает возможные техники рук. А ведь в ушу помимо кулаков так же часто, если не чаще, применяют техники открытой ладони, в ряде стилей есть приемы выполняемые "когтями" или "рукой богомола". Значительную часть техники ушу составляет то, что называют "циньна" - болевые и удушающие захваты и заломы. В саньшоу все это запрещено.

Во-вторых, в бою помимо длинной дистанции есть и короткая, на которой нужно бить локтями и коленями. Но именно эти удары запрещены правилами.

В-третьих, хотя у помоста и есть края, что приближает поединок к реальным условиям, но все же его поверхность однородна. Реальный же бой может проходить в самых разных условиях, и потому во всех стилях ушу большое внимание уделяется выработке шага, точности постановки ноги, устойчивости перемещений. В спортивном поединке можно обойтись и без этого.

В-четвертых, по правилам саньшоу бой ведется босиком. Тому, кто не учился специально бою в обуви, трудно понять насколько дико и извращенно выглядит бой босиком. При обучении удару босой стопой много времени уходит на умение правильно оттягивать пальцы, чтобы бить основанием пальцев стопы. Если вы попробуете так ударить в обуви с жесткой подошвой, то обнаружите, что удар получается скользящим. При бое в обуви используют другие точки приложения силы, потому сила идет другим путем, и чтобы направить по этому пути максимум силы нужна совсем другая техника удара! Таким образом даже с точки зрения техники нужно сразу решать - учишься ли ты реальному бою или бою на спортивной площадке.

В-пятых, в реальном бою угроза может прийти с любой стороны. Потому во всех стилях ушу требуют вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, как гласит поговорка, "взгляд наблюдает восемь сторон, уши слушают шесть дорог". В спортивном же поединке противник всего один, если он пытается атаковать в запрещенную зону (то есть в наиболее эффективное с точки зрения реального боя место) то будет дисквалифицирован, а вам присудят победу. Таким образом, спортивный поединок не только не развивает нужных для реального боя качеств, но наоборот вырабатывает вредные и опасные для жизни привычки.

В принципе список можно было бы продолжить, но на мой взгляд перечисленного уже достаточно.

Поединки в традиционном ушу обычно назывались "саньда". Наиболее точный перевод этого названия - "неканонизированные удары". Тем самым саньда противопоставляется "дуйлянь" - парным комплексам, где все движения обоих партнеров предопределены заранее. Саньда - поединок не соревновательный, а тренировочный, он служит для приобретения навыков применения изученной ранее техники в реальном бою. В разных школах саньда тренируют по-разному, могут просто наносить удары не в полную силу, могут одевать плотную одежду (в северо-западном Китае с этой целью применяют ватники) и драться более жестоко. В любом случае участвующие в саньда осознают, что их цель - не доказать свое превосходство, а подготовить себя к реальному бою, потому здесь не возникает споров - прошел или не прошел удар: если я пропустил удар, мне незачем это скрывать. Можно спокойно применять удары по жизненно важным местам - не обязательно пинать в полную силу в пах, если удалось провести касание, то в реальном бою чуть более сильный удар выведет противника из строя, а в учебном он его заметит и так. Именно существование саньда вкупе с отсутствием спортивных ограничений и привело к тому, что за века своего существования ушу действительно стало эффективной системой подготовки человека к реальному бою.

В свое время автор одной из статей на полном серьезе утверждал, что так как раньше спортивных поединков не было, то в традиционных боевых искусствах в поединке всегда один из участников погибал, и потому, мол, в традиционных боевых искусствах не могли оказаться отобранными действительно эффективные техники, а потому самым лучшим единоборством является кикбоксинг. Ну что ж, распространяемая средствами массовой информации история каратэ действительно могла дать повод для подобной гипотезы, но к Китаю она не применима - если ты не мог провести технику в саньда, то в реальном бою она тем более вряд ли пройдет, если ты не смог осуществить защиту в саньда - значит и в реальном бою попадешься на этот прием. Так появлялись мастера, в которых невозможно было даже попасть и которые могли указать противнику его место в "табеле о рангах" не причинив ему ни одного повреждения - все благодаря практике саньда.

Однако сразу ставить человека в саньда бессмысленно - он просто не будет знать, что делать. Потому и сложилась традиционная схема подготовки: общее развитие, натренировывание базовых элементов, индивидуальная отработка приемов в комплексах, познавание применения приемов в парных комплексах, обучение реальному использованию приемов за счет практики саньда.

2. С чего начинается техника

Боец, который не мог поднять оружие, не мог вести бой. Если удар при попадании не причиняет повреждений, то такой удар бесполезен. Если оказывается, что растянутость мышц и разработанность суставов не позволяют вам выполнять целый класс приемов, то у противника резко снижается необходимость в защите. Истинность этих утверждений не вызывает сомнений. Потому в традиционных школах ушу прежде чем обучать технике тратили некоторое время на повышение общего уровня физического развития. В разных школах на это уходило от полугода до трех лет. Назывался этот этап "цзибэньгун" - "базовая наработка". Обычно здесь занимались упражнениями на общее и специальное физическое развитие, учились правильно стоять, начинали изучать самые простые базовые приемы - типа прямого удара кулаком или прямого толчка ладонью. Лишь после достижения учеником некоторого уровня развитости он начинал изучать технику стиля.

Очень часто приходится слышать, что восточные методики развития для западного человека не применимы из-за разницы в строении организма. Наиболее часто такое утверждают, когда сталкиваются с китайскими методами растяжки. Я не отрицаю, что у представителей монголоидной расы кости устроены чуть-чуть по-другому, чем у европеоидов, но на более крупных уровнях эти различия практически не играют роли - рук, ног, костей и мышц что у француза, что у вьетнамца имеется одинаковое количество, практика же развития спортивного ушу за последние десятилетия (в спортивное ушу вошли многие методики подготовки из традиционного ушу) показала, что европейцы и американцы могут пользоваться китайскими методиками с теми же самыми результатами. На первом чемпионате мира по спортивному ушу, прошедшему осенью 1991 года в Пекине, сборная СССР заняла в общекомандном зачете второе место, уступив только сборной КНР и оставив позади такие типично азиатские команды, как сборные Непала, Сингапура, Филиппин и т.д. В общем, "кто весел - тот смеется, кто хочет - тот добьется".

Обычно в стандартный набор входят упражнения на развитие плечевых суставов, упражнения на развитие поясницы и упражнения на развитие ног. Если предполагается изучение техники работы коротким оружием (мечами или полицейской дубинкой), то в базовую тренировку включают также упражнения на развитие силы и гибкости запястий. Те, кому предстоит использовать техники циньна, укрепляют силу хвата и молниеносность его сжимания; те, кому предстоит использовать много бросков с использованием рук и туловища, включают в свою тренировку упражнения на развитие силы. В некоторых стилях существуют канонизированные комплексы упражнений, самым известным из которых является "шаолиньская гимнастика юноши" (один из вариантов этого комплекса приведен в книге Жака Пино "Китайский кулак" (Минск, 1997, с. 301-317))*.

Развитие плечевых суставов

Существуют два вида тренировки гибкости - активный, когда все упражнения выполняются за счет собственной силы, и пассивный, когда нагрузка дается за счет силы другого человека. Пассивный способ тренировки считается менее эффективным.

Упражнение 1: давление плечами. Встать прямо лицом к находящейся на уровне поясницы перекладине (или предмету соответствующей высоты) на расстоянии большого шага, ноги на ширине плеч или чуть шире, руками взяться за перекладину, корпусом наклониться вперед (распрямить грудь, провиснуть поясницей, стянуть ягодицы) и делать ритмичные прокачивания плечами вверх-вниз. Другой вариант: два человека встают лицом друг к другу, кладут руки друг другу на плечи и наклонившись вперед выполняют синхронные ритмичные качания плечами вверх-вниз.

Важные пункты: обе руки и ноги должны быть полностью выпрямлены, амплитуду качаний следует постепенно увеличивать, сила давления концентрируется в плечах, эту силу также надо постепенно увеличивать.

Упражнение 2: описывать круг одной рукой. Встать в позицию выпада с левой ногой впереди и опереть левую руку о левое колено, либо поставить ноги на ширине плеч и упереть левую руку в поясницу, правую руку сбоку поднять вверх. Описывая правой рукой круг сверху назад, вниз и вперед совершаем вращение назад; описывая круг сверху вперед, вниз и назад совершаем вращение вперед. Тренировать нужно каждую руку не менее 10 раз в каждую сторону.

Важные пункты: рука выпрямлена, плечо расслаблено, рука описывает вертикальный круг, скорость постепенно возрастает. Вверху рука должна задевать плечевой частью за ухо, внизу - ладонью за бедро. Если этого не происходит, значит ваш круг не вертикален, а рука не выпрямлена.

Упражнение 3: описывание кругов в противоположных направлениях. Прямые руки поднять вверх. Обе руки одновременно описывают круги по обеим сторонам тела: левая рука - вперед, вниз и назад, правая - назад, вниз и вперед. Тренировать в обе стороны.

В некоторых стилях боя на дальней дистанции существуют специальные комплексы упражнений на развитие плеч, увеличивающие дальность выброса руки в ударе. С ними можно ознакомиться, например, в книге "Ураганный стиль ушу: пигуацюань" (Минск, 1997, с. 37-63).

Тренировка поясницы

Обычные упражнения - наклоны вперед, наклоны к боковым сторонам ног, "мостик" и "полоскание поясницы" (ноги расставлены в стороны, корпус описывает круги как можно ближе к горизонтали).

Тренировка ног

В северокитайских стилях ушу тренировке ног уделяется большое внимание, не зря поговорка ушу гласит: "на юге кулаки - на севере ноги". По способу воздействия упражнения на развитие ног разбиваются на несколько классов. Тренироваться нужно, естественно, на обе стороны.

Продавливание ноги

Упражнение 1: фронтальное продавливание. Встать лицом к опоре на расстоянии двух небольших шагов, поднять правую ногу и положить ее пяткой на опору, отогнуть носок до максимума на себя и выпрямить ноги в коленях. Носок опорной ноги должен быть направлен точно вперед на опору, иначе эффект от упражнения будет гораздо ниже. Обе руки кладут на правое колено, взгляд устремляется на правый носок. Со сгибанием рук в локтях наклонять корпус вперед и выпрямлять его обратно (рис. 1).

Тренировка ног

Важные пункты: при выполнении этого упражнения ни в коем случае не следует сгибать какую-либо из ног в колене или допускать хоть малейшие сгибания в позвоночнике; корпус и нога при виде сбоку должны напоминать два лезвия ножниц. Количество повторений определяют исходя из собственного самочувствия. Поначалу следует нагибаться недалеко, затем по мере натренировывания амплитуду необходимо постепенно увеличивать, чтобы в итоге достать лбом до носка правой ноги ( на первой тренировке вы скорее всего не будете в состоянии это сделать). Это возможно лишь при условии абсолютно прямого позвоночника, когда корпус вытянут вдоль ноги, если же вы будете сгибаться, то дальше колена скорее всего не достанете. После некоторого периода тренировок можно постепенно повышать уровень опоры, однако выше груди ее поднимать не следует.

Упражнение 2: боковое продавливание. Встать правым боком к опоре на расстоянии двух небольших шагов. Поднять правую ногу и положить ее пяткой на опору, отогнуть носок до максимума на себя и выпрямить ноги в коленях. Опорная стопа обращена внутренней стороной к опоре, левая рука упирается в поясницу, правая сжата в кулак и предплечьем опирается на бедро. Сгибая корпус вправо наклоняться правым боком к ноге (рис. 2).

Важные пункты: по мере натренировывания носок опорной ноги можно постепенно разворачивать наружу для увеличения нагрузки на бедро. После достижения некоторого уровня натренированности можно увеличить высоту опоры, правую руку свесить вниз перед промежностью, а согнутую в локте левую руку поднять вверх и во время наклонов стараться захватить ею правую стопу (рис. 3).

Упражнение 3: диагональное продавливание. Встать так, чтобы опора оказалась справа-сзади, поднять правую ногу, вытянуть ее назад и положить внутренней стороной стопы на опору, стопа составляет одну прямую линию с ногой, обе ноги выпрямлены в коленях, руки упираются в поясницу. Выполнять наклоны корпусом вправо-назад (рис.4).

Тренировка ног

 Важные пункты: при выполнении наклона следует обращать внимание на растягивание нижней части живота, иначе наклон лишь за счет прогибания в грудном отделе позвоночника назад не даст нужного эффекта. Поначалу опору можно сделать на высоте опорного колена, и уж потом постепенно ее поднимать.

Упражнение 4: обратное продавливание. Выполняется аналогично предыдущему, только встать нужно спиной к опоре и положить ногу на опору тыльной стороной стопы, а наклоняться, соответственно, назад.

Упражнение 5: возвышение ноги. Это продвинутое упражнение, к нему следует приступать лишь после овладения на приличном уровне предыдущими. Оно существует в двух вариантах - фронтальном и боковом, у каждого из которых в свою очередь есть две формы - "подтянутого бедра" и "расслабленного бедра".

(1) Фронтальное возвышение ноги. Встать лицом к опоре (лучше всего если это будет стена), поднять правую ногу перед собой вверх выше головы и опереть ее пяткой на опору, вытянуть носок и выпрямить ноги в коленях, руками обхватить голень, носок опорной стопы направлен прямо на опору, корпус прижимается к правой ноге (рис. 5). Так выполняется упражнение в форме "расслабленного бедра". При выполнении упражнения в форме "подтянутого бедра" высота подъема стопы не превышает уровня головы, а носок оттягивается на себя, лоб касается носка (рис. 6).

(2) Боковое возвышение ноги. Встать правым боком к опоре, поднять сбоку правую ногу вверх выше головы, опереть ее пяткой на опору, оттянуть носок на себя и выпрямить ногу в колене, правая рука свешивается вниз перед промежностью, левая рука поднимается вверх и берется за правую стопу, опорная нога выпрямлена в колене, опорный носок чуть развернут наружу, корпус правым плечом прилегает к правой ноге (рис. 7). Так выполняется упражнение в форме "расслабленного бедра". При выполнении упражнения в форме "подтянутого бедра" высота подъема стопы не превышает уровня головы, а носок касается правого уха.

Важные пункты: данное упражнение является статическим. Поначалу стояние в каждой позиции должно занимать 3 минуты, потом это время нужно постепенно увеличивать.

Перетаскивание ноги

Упражнение 1: целование сапога. Немного присесть на правой ноге, прямая левая нога вытягивается вперед и пяткой касается земли, носок оттянут на себя, руки обхватывают с двух сторон левую стопу, корпус наклонен вперед, взгляд устремлен на левый носок (рис. 8). Сгибая руки в локтях тащить стопу на себя, одновременно корпусом изо всех сил тянуться вперед стремясь достать подбородком до носка (рис. 9). Выполнять ритмично.

Перетаскивание ноги

Важные пункты: корпус как обычно должен быть выпрямлен. Натренировывание этого упражнения происходит довольно трудно, потому на начальных этапах можно стремиться достать до носка макушкой, затем - лбом, и уж потом - подбородком.

Упражнение 2: лежащий сапог. Немного присесть на правой ноге, прямая левая нога вытягивается вперед и пяткой касается земли, носок оттянут на себя, правая кисть обхватывает левую стопу, левая рука упирается в поясницу, взгляд устремлен на левый носок (рис. 10). Корпус поворачивается влево и правой стороной наклоняется к левой ноге, правая рука сгибается в локте и тянет стопу назад, макушкой достать до носка (рис. 11). Выполнять ритмично.

Важные пункты: наклоняться к ноге именно боком, а не грудью. Выполнять нужно попеременно по несколько наклонов на каждую сторону, а не сначала все наклоны на одну сторону, а потом - все наклоны на другую.

Упражнение 3: обхватывание сапога. Стоя на правой ноге поднять согнутую в колене левую ногу перед собой, левая рука обхватывает бедро и голень, правая рука хватает левую стопу. Словно обхватывая какую-то вещь руки изо всех сил поднимают левую ногу вверх, стремясь прижать ее внутренней стороной к груди (рис. 12).

Важные пункты: подтягивая ногу вверх нужно держать корпус и опорную ногу абсолютно прямыми. Надо стараться увеличить время стояния, чтобы улучшить гибкость ноги и развить навыки равновесия.

Упражнение 4: снимание сапога. Стоя на правой ноге поднять согнутую в колене левую ногу перед собой, левая рука упирается в поясницу, правая рука хватает левую стопу. Медленно толкая левой ногой вперед - вверх выпрямлять ее в колене, одновременно с толканием правая рука с силой подтягивает левую стопу ко лбу, взгляд устремлен на носок (рис. 13).

Важные пункты: подтягивая ногу вверх нужно держать корпус и опорную ногу абсолютно прямыми. На начальных этапах можно не упирать руку в поясницу, а держаться ею за опору.

Упражнение 5: толкающий сапог. Стоя на левой ноге поднять перед собой согнутую в колене правую ногу, правая рука пройдя с внутренней стороны приподнимает правую пятку, левая рука упирается в поясницу (рис. 14). Правая рука поднимает правую ногу с правой стороны вверх, выпрямляя ее, носок оттягивается на себя (рис. 15). Выполнять ритмично, сгибая и разгибая ногу в колене.

Важные пункты: при выполнении упражнения следует толкать ногой как можно ближе к уху или затылку. Корпус и опорную ногу следует держать абсолютно прямыми. Нужно стараться увеличивать время стояния, чтобы улучшить гибкость ноги и развить навыки равновесия. На начальных этапах можно не упирать руку в поясницу, а держаться ею за опору.

Шпагаты

Упражнение 1: продольный шпагат. Присесть на левой ноге, правя нога вытягивается назад, руки упираются в пол по обеим сторонам туловища. Правая нога медленно вытягивается назад, левая нога также медленно распрямляется в колене; левая нога ложится на землю задней стороной, носок оттягивается на себя, правая нога приземляется к земле передней стороной, стопа составляет одну прямую с ногой; корпус вертикален и обращен вперед, руки прямые (рис. 16). Затем корпус поворачивается вправо - назад.

Важные пункты: не следует разводить ноги слишком резко, поворачиваться также надо медленно. На начальных этапах можно ставить по сторонам две скамейки и опираться на них кистями рук или локтями. Независимо от того, насколько низко вы можете опуститься, ноги должны быть выпрямлены в коленях, на начальных этапах следует сидеть от 15 до 30 секунд и уж потом поворачиваться.

поперечный шпагат

Упражнение 2: поперечный шпагат. Присесть, руки упираются в пол впереди. Ноги медленно расходятся в стороны распрямляясь вдоль земли, задние стороны ног прилегают к земле, носки задираются вверх (рис. 17). Немного задержавшись в этом положении ноги возвращаются обратно, затем упражнение выполняется повторно.

Важные пункты: на начальных этапах тренировки поперечного шпагата можно ставить перед собой скамейку и упираться в нее руками. Ноги должны быть абсолютно прямыми, стремясь вытянуться в одну линию.


Станислав Березнюк  (статьи из сборника «Боевая техника ушу»)