Оглавление
Дягилев В.А."Био + физика ГунФу"
Семинар
Встреча с Учителем
Что же такое Гунфу?
Психология ГУНФУ.
Подготовка к турниру по рукопашному бою
Турнир
Свет далеких звезд и жизнь на земле.
Газопылевые облака – Уцзи – «колыбель» звезд
Тайна света Звезды
Зеркало жизни – молекулы левые и правые.
Молекулы и поляризованный свет.
Загадка метеорита
Свет Дао и жизнь
В Доме у Шифу.
Ночь в Чуйской долине
Дыхание и Космические силы
Универсальная Космическая Энергия – протонно-электронные ветры
Рукопашный бой в ВДВ
Хирургия и Душа
Стиль Рукопашного боя
Лаборатория тела.
Мастера цигун и гунфу школы Лун ху цюань
Все страницы

 

 

Психология ГУНФУ.

-Шифу, у нас давно возник вопрос: «Кто из двух мастеров разных стилей победит? Например мастер по стилю «обезьяны» или «змеи»? Какой стиль предпочтительнее? – задал я вопрос, после того как мы перешли к чайной «церемонии».

-Вопрос мне понятен, хотя задан он не совсем корректно. Я, показал несколько стилей, их возможности и разнообразие, а также их взаимодействие. Суть ответа на вопрос в том, что совсем неважно, каким стилем ты работаешь, а важен уровень мастерства, которым владеешь. Чем выше класс бойца, тем изощреннее методы нападения и обороны, тем глубже расчет, тоньше психологическая борьба. В единоборстве чувство взаимной опасности соперников образует один из внутренних планов их поединка. Мастера любого стиля невозможно победить атакой «в лоб». Победить – значит запутать, сбить с толку, поймать на обманное движение, неожиданным действием поставить в тупик. Очень важно умение предугадать намерения противника и маскировать свои собственные – одно из наиболее важных качеств бойца. А владение в совершенстве несколькими стилями облегчает эту задачу.

-Вот это чувство опасности или рефлексивная борьба, о которых вы говорили, нам хорошо известна, и которое является важнейшим «измерением» в психологии поединка. Существуют ли методы специальной психологической подготовки бойца.

Шифу, загадочно улыбнулся, выдержал паузу и сказал.

-Представьте себе наше житье с Учителем Лао Чжаном. Горы, лес, шалаш на дереве, горная река. Вечером за ужином Учитель объявляет: «Завтра день боя». Это значит, что всю работу по «хозяйству» нужно выполнять в состоянии постоянной готовности к поединку. Несу, два ведра воды, неожиданно вдруг выскакивает Учитель из кустов и без предупреждения атакует меня шестом. Палка в его руках свистела как пропеллер. Только успевал, правда, не всегда удачно по началу, уклоняться от его ударов. Ведра с водой опрокидывались, все приходилось начинать сначала. Рублю дрова, чтобы развести огонь и приготовить обед. Свист меча над головой, невероятная гибкость проявляется во всем теле, чтобы избежать ударов вынужден совершать повороты с большой амплитудой. Так начинается бой топора против меча. И так целый день, а вечером старик упрекает, что обед не вовремя приготовил или воды мало наносил. Или разбудит ночью и заставляет отрабатывать прямой удар кулаком в доску, в которую вбиты гвозди. Но сами гвозди закрыты листом газеты, расстояние до них от листа 1-2 сантиметра. Нужно бить так, чтобы «разбить» газету, но не пораниться. Однажды, мы рыли яму, чтобы отрабатывать прыжки, это так называемая «работа с ямой» по стихии «Земля», а также для хранения продуктов. Когда яма была достаточно глубокая, выше человеческого роста и я находился там, старик бросил в низ большую, как мне показалось, змею. В мгновении ока, прыжком, я оказался наверху.

-Проще было договориться с ней, чем проявлять такую прыткость, - пробурчал старик.

-С кем договориться и как договориться? – переведя дух, спросил я.

-Ничего, дай время научишься, и понимать, и дружить. Ведь они, братья наши меньшие, «Учителя» наши. Главное наблюдай, постарайся уловить, как действует поток ци в их организме, как он заставляет змею – извиваться, скручиваться кольцом или оплетать, жалить и душить жертву.

-Как-то весной, пошли мы с Учителем в горы, трав насобирать, кореньев. Цветы горные на фоне зеленой травы, запахи медовые, красота, благодать. Привел он меня в какую-то пещеру: «Ты посиди здесь, а я за водой к водопаду схожу», - сказал он. Хотя готовить пищу, носить воду, это моя работа. Ну, думаю, отдохну, расслаблюсь. Осмотрелся, ничего так себе пещерка, сухая. Вдруг вижу, что-то в метрах двух от меня шевелиться. Присмотрелся, клубок змей и как-то стройными рядами они поползли ко мне. Сижу не шелохнусь. Они все ближе и ближе. Сижу! Они возле ног, уже по ногам ползут. Приходит старик, видит мое оцепенение и говорит: «Ну, что подружился, не скучал?» Я уже взмок, стараюсь расслабиться. Они эти «друзья наши» уже по телу, по шее, по голове ползают. Ну, не жалят и хорошо! Я же их не кусаю, не обижаю. Да же приятное чувство появилось от их тесного контакта. «Успокоился», они такие гибкие, упругие, сильные и даже «симпатичные». Стал их снимать с себя, не возражают. Освободился и не отводя глаз от этого скопища, ретировался из пещеры. Старик внимательно наблюдал за представлением: «А, как змеи находят друг друга, ты знаешь, Есен? – спросил он.

-Ну, как, это самое…

-По запаху. Сегодня утром я делал тебе массаж и намазал твои ноги и тело секретом из железы самки. Они, тебя приняли за своего и вреда причинить не могли. В этот период они спариваются и их сердца наполнены «любовью».

-А, как же этот клубок в пещере?

-Это я с ними «договорился».

-Вот так чувство опасности или как вы говорите, рефлексивную борьбу воспитывал во мне мой Учитель, - отхлебнув глоток чая, подытожил Шифу.

-Психология гунфу, ведь это не только воспитание боевого аспекта. Это, прежде всего развитие гармоничной личности.

Гунфу, как «наука жизни», является одним из возможных путей развития человека, построенном на знании законов природы и их использовании в тренировках, и в повседневной жизни. Гунфуэто путь раскрытия возможностей человека, дающий ему новые духовные, эмоциональные, интеллектуальные и физические силы, - включился в разговор Анатолий Попович.

-Слово психология составлено из двух греческих слов – «псюхэ», то есть душа, психика и «логос» – учение. Наука психология, изучает механизмы и законы, жизни души, и Духа. Хотя, современная психология не раскрывает смысл души и Духа, а скорее описывает поведенческую мотивацию человека в различных ситуациях - подхватил тему, я.

-Даосский принцип подхода к изучению психологии гунфу раскрывает смысл души и Духа. Рассматривает их в целостности с телом человека, которое является обителью души и служит возрождению Духа, охватывает три уровня человеческого существа:

 

1. физическое тело;

2. энергетическое тело - «Душа»;

3. Дух.

 

 

Условно психологию гунфу можно разделить на три категории:

первая системы, которые изучают человека, таким, какой он есть;

вторая системы, изучающие человека с точки зрения его возможного развития, то есть эволюции;

третья - системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Таким образом, с древних времен, психология гунфу, соединяет в себе научный подход и практическую деятельность. Основана она на изучении принципов, законов и факторов возможного развития человека, - стал объяснять Шифу.

-Из чего складывается эволюция человека, ставшего на путь гунфу? Какие необходимы условия для его развития? – задал я вопрос.

-Когда человек рождается, он получает от своих родителей и природы всё необходимое для своего физиологического развития. Все возрастные изменения происходят в нём независимо от его воли, подчиняясь законам наследственности и естественного отбора. Таким образом, природа развивает человека только до определённого момента, а затем его совершенствование зависит от его собственных усилий. Чтобы измениться внешне, нужно, измениться, внутренне, - а чтобы измениться внутренне, нужно измениться внешне – это основной принцип развития тех качеств и черт человека, которые обычно остаются неразвитыми и не могут развиться сами по себе. Древняя мудрость гласит: « Что снаружи – то и внутри и наоборот».

Тысячелетний опыт развития гунфу, как воинского искусства, показывает, что для достижения определенного состояния психики, например, во время ведения боя или во время выполнения технических комплексов энергетической направленности, следует придерживаться его первого закона – «закона согласованности инь(-) и ян(+), то есть достижения равновесия (баланса) на четырех уровнях:

· физическом;

· энергетическом;

· эмоциональном;

· интеллектуальном.

Органическое ощущение различия между силами инь и ян должно дать мастеру безошибочность в действиях. Так, опорная нога будет ян, расслабленная – инь, прижатая рука –ян, вытянутая для блока – инь. Внутреннее чувство, позволяющее всегда различать ян и инь, дает возможность правильно, реагировать на любое движение противника, противопоставляя инь – ян в нужный момент и в необходимом качестве. При этом все движения осуществляются спонтанно, без малейшего торможения, и течение энергии ци направляется «очищенным» духом – разумом.

Человек был создан в гармонии с природой. В полях, лесах и горах существуют силы, способные поддержать человека в любой момент. Из всех существ на этой планете, лишь человек наделен способностью, размышлять. Человеку стоит использовать свой разум для того, чтобы с его помощью отвернуться от своей инстинктивной похоти и жадности, обратив лицо к Солнцу святости.

Мастера гунфу говорили, что только тот, кто постигнет суть взаимосвязи инь-ян, пяти стихий у син, восьми магических комбинаций ба гуа, сможет познать энергию и Дух в себе самом, то есть сущность человеческой природы.

Нужны определённые условия и усилия со стороны самого человека, а также знание методов или помощь тех, кто начал подобную работу раньше, - не перебивая рассказчика все слушали с вниманием.

-Развитие человека – это результат его личных усилий, не так ли, - снова в разговор включился мастер гунфу и знаток вьетнамских стилей, Попович.

-Прежде чем приложить усилия, человек должен взглянуть на себя как бы со стороны и спросить, что он знает о самом себе. Зачем? Зачем он существует? Если он сможет ответить на вопрос о причине своего существования, тогда найдет смысл своей жизни. Это даст ему возможность оценить свои силы и реально ощутить то, чем он обладает в данный момент. Как только человек начнёт осмысление своего внутреннего состояния и знаний о себе, в этот момент начинает проявляться его сознание. К этому моменту у человека должно проявиться внутреннее желание управлять своим сознанием. Даже простая попытка заглянуть вовнутрь требует невероятных количеств энергии. Ни у одного нормального человека не хватит выносливости, чтобы проделать столь долгое исследование.

-И, что вы предлагаете, - спросил Александр Савченко.

-Не торопись, Саша. Единственная настоящая ценность содержится в непосредственном впечатлении. Наша жизнь – это время, отпущенное для обучения. Чтобы добиться реализации, человек должен заниматься всю свою жизнь, - продолжил Шифу.

-Учиться, тренироваться, развиваться, как завещал великий Ленин, - придумал каламбур Владимир Величковский.

-Вот именно так! В школах гунфу знания передаются от наставника к ученику при непосредственном контакте через беседу, общение, тренировку. Но большее время на овладение силой этого знания ученик тратит в ежедневной, самостоятельной работе. В этот момент нет лучшего учителя для человека, чем он сам. Наши тела, воображение и дыхание представляют собой единственные имеющиеся в наличие инструменты, с помощью которых мы можем начать заниматься собственным совершенствованием. Более глубокие состояния и мощные силы невозможно удержать одним махом. В начале мы должны использовать те части тела – себя, которые проще всего подвергнуть сознательному контролю. Только осознанное, чувственное восприятие даёт человеку возможность оценить истинность знаний, в совокупности с наукой опирающейся на духовно-этические принципы.

-Да, с этим трудно не согласиться, - вступил в разговор я. - Практические занятия гунфу требуют длительных усилий и много времени для овладения навыками управления человеком своим телом и сознанием. Важны методики овладения или приобретения какого-либо качества. Как они строятся?

-А, строятся таким образом, что дают возможность как можно чаще возвращать человека в состояние осознанности поведения, с целью осознать свою сущность.

Практикой гунфу определены требования повышенной концентрации внимания на скрупулёзном исполнении технических принципов, форм статики и динамики. Это внешняя сторона техники. Внутренняя сторона определяется ощущением равновесия и чувственным восприятием, энергетической наполненностью всего тела, а также контролем за движением внутренней энергии ци по каналам.

С помощью ощущения устойчивости в стопах, правильной постановки тела, возникают внутренние ощущения низа живота или «киноварного поля». Чувство монолитности охватывает всё тело. Но при этом тело расслаблено. Эмоции радости и внутреннего спокойствия охватывают вашу душу. Ум готов воспринять любую информацию, попадающую в перцептивное поле органов чувств, и мгновенно на неё реагирует, но при этом постоянно следит за внутренним состоянием человека.

Отсюда можно сделать вывод, что сознание может быть «непрерывным и контролируемым», с помощью усилий направленных на открытие пяти центров тела человека:

· физического;

· энергетического;

· эмоционального;

· духовного;

· интеллектуального.

Гунфу помогает открывать эти центры на начальных этапах развития человека. Преодолев препятствия на своём пути, человек приобретает новые духовные силы, а также контроль над своим сознанием.

Человек, следующий законам гунфу, освобождает себя от невежества, занимаясь самоизучением.

-С чего должно начинаться самоизучение, - уже не отставал я.

-Что мы знаем о процессах мышления? Как формируются чувства? Как работают внутренние органы их взаимодействие? Что такое энергетические ресурсы организма? Как тело движется в пространстве? Какие законы природы и явления существенно оказывают влияние на организм и в целом на формирование личности и ее сущности? Все эти главные функции необходимо изучать и понять, - своими вопросами озадачил нас Шифу.

-Так это нужно получить образование: в институте «Мозга имени В.М. Бехтерева», закончить «Медицинский институт» и попутно «Институт Физической культуры и Спорта», - обрисовал научную «перспективу» я.

-Ну, и что вам мешает. Стремление к знаниям извечно заложено в природе человека. Необходимо учиться и собирать жизненные впечатления, чтобы избавиться от тупого окоченения разума. Знания нужны для того, чтобы уметь ими пользоваться, решая парадоксы и противоречия, которые неизбежны на жизненном Пути, - так ненавязчиво проводил свой урок Шифу.

-Шифу, за многовековую историю развития гунфу, как воинского искусства, многие мастера разработали и подарили миру, великолепное теоретическое наследие, - начал я, свой вопрос. – Как в школе «Дракон-Тигр» изложена концепция гармоничного развития человека?

-В нашей школе традиционно воинские искусства не разделяются на внутренние и внешние системы, - начал свою «лекцию», Шифу. - Они включают в себя изучение традиционной и восточной медицины, боевой техники или внешней работы и внутренней энергетической работы, состоящей в свою очередь из физического и психического дыхания, из мыслительной или интеллектуальной (ментальной) работы в сочетании с медитацией.

Но поскольку речь идет о гунфу, то я бы хотел обозначить те психологические функции в человеке, которые имеют важное, значение в воинских искусствах.

-Что мы понимаем под интеллектуальной или мыслительной функцией мозга? – всем присутствующим задал вопрос Шифу.

-Все умственные процессы:

· логика мышления;

· память, осознание впечатлений;

· формирование представлений и понятий;

· рассуждение;

· сравнение;

· утверждение, отрицание;

· язык, речь;

· воображение и так далее, - коллективными усилиями ответили мы.

-Шифу, как можно развить тело души и тело Духа? – спросил Александр Савченко. – Для нас Советских людей душа, Дух это, что-то не материальное, эфемерное.

-Во многих философских системах понятие душа и Дух являются антиподом понятию материи. Что первично из них, до сих пор спорят. В гунфу проблема иная: как достичь равновесия между телом и Духом? – начал исследования философии Духа Шифу. – Существует два основных варианта подхода к духовному развитию. Первый основан на вере, благих поступках, не причинении вреда, молитве, покаянии и тому подобных практиках. Такой подход постепенно преобразует свойственную характеру человека отрицательность в добродетельность.

Наш подход – иной. Целью духовного развития есть формирование энергетического, а затем – духовного тела и тела Духа. Для успешного формирования и развития тела души и тела Духа большое значение имеет количество жизненной силы и ее качество, которая развивается и укрепляется с помощью практики цигун. Поэтому одним из главнейших аспектов духовного совершенствования человека является добродетельность или положительность. Добродетельность позволяет трансформировать все виды внутренних энергий в положительную жизненную силу, приносящую человеку покой и внутренний мир.

Мой Учитель Лао Чжан как-то заметил: « Тот, кто следует по пути боевых искусств, превыше всего ставит добродетель, а не силу, придает большое значение защите, а не нападению. Когда, пробуждаешь в себе добродетель - то встречаешь признательность, а когда используешь силу - то наталкиваешься на противодействие. Когда меня атакуют, я защищаюсь. В этот момент у меня на сердце спокойно, мое ци концентрируется, Дух просветляется, и пробуждается отвага. Все это приводит к полному внутреннему умиротворению, благодаря чему мое ци оживает. Кто бы, меня не атаковал - ничто не обеспокоит меня. А вот у атакующего гневливое ци поднимается вверх, шесть духов (шесть качеств души) пере возбуждаются и не способны сдерживаться внутри. Из-за этого состояние его Духа поверхностно, ци рассеивается, и он никак не может собрать свои силы. Мне же, который противостоит ему своим покоем, нет нужды травмировать соперника, ибо через короткое время он сам повредит себе»

-Но, где находятся человеческие добродетели? – спросил я.

-По нашей традиции считается, что каждый из внутренних органов обладает собственной душой, духом и мужеством. Культивирование добродетельности улучшает эти свойства внутренних органов, что улучшает и само тело. Сердце подобно котлу, в котором все энергии добродетельности сплавляются в сострадание - высшую из добродетелей, которая является абсолютно необходимым для духовного роста атрибутом. Благодаря этому наша духовная сущность соединяется с сущностью жизненной в единую силу, которая становится началом рождения тела души и тела Духа.

Таким образом качество и количество, внутренней энергии, одинаково важны на пути духовного поиска. По мере накопления внутренней энергии и усиления потоков Ци в энергетической структуре человеческого существа положительные свойства характера, именуемые добродетелями, трансформируются в качества Духа.

Начать нужно с изучения собственного тела. Внутренней работы организма. Физиологии: пищеварения и усвоения пищи, дыхания, кровообращения, работы внутренних органов, образования новых клеток, удаления шлаков, работы желез внутренней секреции. Болезненные нарушения нормального функционирования внутренних органов с неизбежностью влекут за собой возникновение отрицательных эмоциональных состояний. Заболевание легких ведут к печали и депрессивным состояниям. Переедание и закупорка желчных протоков приводит к озлобленности или меланхолии. Слабость печени может стать причиной вялости, неспособности к самоконтролю и эмоциональной неуравновешенности. Перенапряжение сердца приводит к нетерпимости, ненависти и жестокости. Слабость сердца вызывает потерю теплоты, открытости и жизнерадостности. Слабая: селезенка, желудок или поджелудочная железа могут порождать беспокойство и раздражительность. Слабость почек, как правило, становится причиной страха, безволия и тщеславия.

-Поскольку, мы говорим о Духе то, человек должен обладать инструментом, который помогает развивать и укреплять его. Через какие качества, мы можем проявлять элементы Духа, - спросил Владимир Мироненко.

-Все вы любите систематизировать, классифицировать, это немного скучно, так как за этим нет навыка. Конечно, есть элементы, которые характеризуются способностью к гармонизации, соединению, организации и развитию Духа, - «не сдавался» Шифу. – Очень важно развивать чувство, то есть, чувственное восприятие, которое является результатом работы пяти органов чувств. В гунфу, чувство развивается и совершенствуется для более тесного контакта с внешним миром, для уменьшения потерь необходимой информации и сокращения времени восприятия внешних объектов. Важнейшую роль в воинских искусствах играют зрение, слух, осязание. Осязание можно развить до такого уровня, что оно частично будет способно заменить слух и зрение.

-Но, не знаю как насчет слуха, а вот зрение так это, скорее всего, да. Наш общий друг, и мой ученик, большой любитель карточных игр. Он с помощью специальной тренировки добился того, что может прочитать каждую карту из новой колоды закрытыми глазами, только проведя пальцами по ней. Денежные купюры, безошибочно определяет на ощупь. Этому «фокусу» его научил старый мастер игры в карты, заставляя его легким движением пальцев рук шлифовать обыкновенный кирпич, - вставил в разговор свой рассказ Мирон.

-Большие мастера при помощи тактильной чувствительности могут «считывать» всю информацию о противнике, например «усилие слышания» (тинцзинь), это особое чувствование кожей и внутрителесное ощущение, которое позволяют понять сильные и слабые места противника, его положительные и отрицательные качества, направление его движения. «Усилие слышания» позволяет путем легких прикосновений к сопернику «услышать» даже движение его мысли, по малейшим пульсациям тела понять его замыслы. Еще выше стоит «усилие понимания» (дунцзинь), заключающееся в том, чтобы уловить замыслы противника даже без прикосновения к нему, - продолжил Шифу. – Следующим важным элементом в «нашей общей классификации»,- с иронией заметил Шифу, - есть память. Память – это способность фиксировать на материальном уровне всю информацию, поступающую в мозг. Такая фиксация возможна благодаря изменению структуры клеточного строения мозга под воздействием электромагнитных сигналов, поступающих в кору головного мозга. Упражнения цигун способствуют этому. Информация записывается по принципу временных связей и качественных признаков. Мой Учитель, всегда, когда мы разучивали новый технический комплекс или прием любой сложности показывал один максимум два раза. После чего требовал от нас точного исполнения и любая ошибка или «забывчивость» тут же, мягко говоря «не поощрялась». И в этих ситуациях спасало мышление или опыт. Мышление есть способность оперировать, любыми элементами чувственного восприятия, элементами любого условного языка, памятью и на их основе создавать небывалые комбинации, не подчиняясь законам пространства и времени. В гунфу память и мышление играют большую роль в накоплении жизненного и боевого опыта, в сознательном продвижении по дороге жизни, в упорядочивании всей имеющейся информации, в выделении главного и отбрасывании второстепенного. Визуализация или представление, это способность создавать любые образы из сферы чувственного восприятия при отсутствии информации от соответствующих органов чувств. Развитое представление может помогать в изучении определенных явлений внешнего и внутреннего миров, в направлении Духа в необходимое русло, в снятии напряжения, страха, усталости.

-Что в гунфу, является основой внутренней работы, - спросил я.

-Концентрация внимания, сосредоточение (ментальное усилие). Это способность удерживать в состоянии покоя или движения информацию, полученную от чувствительного восприятия, памяти, мышления, представления, в отдельности или различных сочетаниях, - ответил Шифу.

-У вас, все как по нотам, все систематизировано, - воскликнул Мирон.

Наука жизни» требует серьезного подхода, и знать ее основы необходимо, - парировал Шифу.

-Шифу, во время парной работы искусство боя проявляется возможностью предельно быстро, точно и сильно реагировать на конкретную ситуацию, и нет времени на принятие верного решения. Все решается на уровне рефлексов. Как методически решается эта проблема? –спросил я.

-Качество приобретаемого рефлекса зависит от силы раздражителя, количества повторов данной информации и уровня сосредоточения во время ее приема, а также от количества структур, принимающих участие в приобретении навыков. Представьте себе ситуацию и объем работы, когда Учитель говорит: «Вон видишь, вдали стоит одинокое дерево. Выполняй удары ногами на каждый шаг. Шаг – удар ногой». Расстояние до дерева примерно два километра и обидно, что не где спрятаться отдохнуть, все как на ладони. Возвращаюсь через несколько часов такой ходьбы, а он говорит: «Что-то ты не очень вспотел?» Это означает, что нужно повторить все сначала. И так каждый день только меняется задание. Рефлекс в гунфу это непосредственное реагирование на раздражитель. Поэтому упражняться целесообразно в условиях повышенного «чувства опасности». Когда время на принятие решения стремиться к нулю. Все происходит благодаря прямому прохождению энергии от органов чувств через рефлекторную цепочку к мышцам, обходя звено осознания ощущаемого.

-Бывают же такие ситуации, когда человек реагирует на неощутимое намерение другого, - спросил я.

-Это ты имеешь в виду интуицию, - спросил Шифу и не дожидаясь ответа продолжил. –Интуиция в гунфу есть рефлекс без участия пяти органов чувств. Интуиция – это квинтэссенция Духа, прямой контакт с энергиями пространства и времени. Она помогает постижению тончайшей сути бытия; позволяет проникнуть в тайные лабиринты Духа; направляет наше внимание на общение с природой, на вибрации окружающей среды.

-В первый год обучения на природе, вместе со мной у мастера Лао Чжана обучались еще четверо ребят. Старший среди нас, был Гена Павлов, из Москвы. Очень эрудированный, веселый и задорный молодой человек, которому по долгу будущей службы крайне необходимы были навыки боевых искусств. Трудолюбие и любознательность были главным его «оружием», помогавшим ему преодолевать тяжести познания книги «жизни» – Гунфу. Он иногда подшучивал над Учителем и пускался в длительные споры по поводу парадоксов, которые встречаются лишь на границах знания. Да, наша жизнь была не легкой. Дрожали от холода, изнывали от жары, не наедались досыта, а физические упражнения казались просто издевательством. Например, что стоило простоять в течение часа и более в низкой стойке «всадника». Однажды, когда Гена был дежурным по кухни, он решил подшутить над Учителем. Обычно, мы кушали за низким столом сидя на полу, на циновке. Учитель сидел во главе стола на маленькой табуретке и руководил трапезой. Гена вырыл яму в том месте, где обычно сидел Учитель и накрыл ее циновкой, а сверху поставил табуретку. Все как обычно. Расселись по своим местам и Учитель во главе стола. Проходит минута, другая, все увлечены едой, ничего не происходит. Все как обычно.

-Учитель, можно я Вам пиалу поменяю, эта мне кажется не совсем чистая? – вдруг говорит Гена.

Встал пошел на кухню, взял чистую, возвращается и сзади как-то пристально смотрит на табурет, на котором сидит Учитель. Старик, сидит на полу согнутых ногах, не касаясь табуретки, не выказывая ни какого беспокойства.

-Гена! – обратился он. – Сегодня, я решил, что ты, будешь, проводит подведение итогов дня. Садись на мое место и возглавь нашу «компанию».

-Что Вы, учитель как я могу, я не достоин, занимать Ваше место, - начал протестовать наш брат.

-Садись, садись не стесняйся, у тебя получится все, как надо, - настаивал Учитель.

Деваться было некуда. Гена с видом клоуна, который хочет продемонстрировать свое «мастерство», сел на предложенное ему место и с грохотом проваливается в «собственную» яму, чуть не опрокинул стол. Мы, все покатились с хохота, от неожиданного кувырка назад.

-Да, видно ты, еще не владеешь удивительным искусством «приподнимания тела» тифан шу, которое заключается в умении регулирования веса собственного тела, - глядя на клоунскую акробатику нашего друга, заметил мастер Лао Чжан.

-В этой истории, я считаю, что распознать подвох Учителю помогла интуиция, способность считывать информацию из окружающей среды и исключительное доверие собственным чувствам, - продолжил Шифу. - Все перечисленные элементы Духа развиваются при помощи медитации. Нужно помнить, что путь к Духу более медленный, чем путь к энергии и своему телу. Вот поэтому в мире так мало духовных боевых школ.

-Шифу, ведь двигательная активность включает в себя все внешние движения. Она не является врождённой, ей необходимо учиться, как ребёнок учится ходить, как в школе «Дракон-Тигр» осуществляется контроль, за качеством приобретенных навыков? – спросил Анатолий Попович.

-Контроль и еще раз контроль, за качеством собственной работы. Эти функции, о которых мы уже говорили – интеллектуальная, эмоциональная, инстинктивная духовная и двигательная – должны быть, прежде всего, поняты во всех их проявлениях, и параллельно с их развитием за ними нужно наблюдать в себе самом, - начал свой ответ Шифу. Такое самонаблюдение, а именно, наблюдение с правильных позиций, с предварительным пониманием состояний сознания и его различных функций, составляет основу самоизучения, то есть начало психологии гунфу.

Гунфу содержит в себе системы тренировки тела, эмоций, ума и воли, при помощи которых, возможно значительно изменить и развить физические, энергетические и психические качества человека.

Гунфу объединяет в себе духовность и идейность с наукой; научность и современность с религией; гибкость и универсальность мышления с искусством.

-Шифу, вот вы говорите о школе гунфу «Дракон-Тигр». Существуют ли каноны школы, древние свитки, описывающие традицию школы? – задал свой очередной вопрос Анатолий Попович.

-Это вы где-то слышали или читали о древних свитках, или видели в кино, когда две школы враждуют и стремятся получить «Канон тайной передачи стиля». Существует «Канон тайной передачи Лун ху цюань». Это тайное учение о сбережении в теле «трех внутренних драгоценностей» – «семени» цзинь ци, внутренней энергии ци и «Духа», об их сочетании с «тремя внешними драгоценностями» – Луной, Солнцем и Звездами. Это методика «наполнения внутренним усилием пяти верхушек» - обеих кистей, стоп и головы, в результате чего боец оказывается как бы «наэлектризован» силой. Но тайна заключена не в тексте, а в том, что стоит за ним, в том отклике сознания, который можно вызвать у ученика этими знаниями.

Школы гунфу занимаются изучением принципов и методов, которые помогают человеку в его развитии. Без традиций нет школы, без школы не может быть эволюции, без знаний нет обучения, без осознанности нет желания.

Сначала нужно выяснить и понять принципы, на которых основаны техника стиля, определить методы подготовки, а затем в течение долгого времени посвятить себя неутомимому гунфу и тогда придешь к цели. Существует пять принципов обучения: терпение, труд, дисциплина, самоконтроль и этическое отношение к Миру.

Первое простейшее расчленение структуры школы «Дракон-Тигр» – это деление на внешнюю и внутреннюю работу. Главной задачей внешней работы является соединение качеств рук, корпуса и ног, а внутренней – усилия Духа, дыхания и тела.

Нужно учиться связывать любое действие с силой и перемещением, направлять это действие на конкретную цель, сообразуясь с необходимостью. Надо уметь делать следующее: соединять жесткость и мягкость, силу и скорость, полноту и пустоту, замысел и спонтанность, спокойствие и напряжение, сдержанность и вольность, а также науку и чувства, действие и намерение, восемь триграмм, магию пяти элементов и двух полярных сил. Сливать оружие с рукой, руку – со всем телом, свое тело – с телом противника; связывать все движения в бесконечный поток осознаваемых действий; сопоставлять мгновение с вечностью; найти компромисс собственного Духа с Духом Великих Ученых мира сего; объединять усилия ученика и Учителя.

-Шифу, как в гунфу формируется тип личности, который называется «человек целостных свойств? – спросил я.

-На китайском языке это звучит цюаньжэнь, а просто, это гармоничное развитие личности. Одной ладонью не сделаешь хлопка в ладоши. Для гармоничного развития личности нужны знание многих наук, которые человек может с успехом применять для собственного морального и физического развития. Применительно к гунфу, внешнее множество техники без внутреннего принципа – всего лишь отвага грубого свойства. Тот, кто обладает лишь внутренним принципом без внешней техники, кто думает только об искусстве покоя (духовной практике) и ничего не знает о способах ведения поединка, проиграет, допустив малейшую ошибку.

«Человека целостных свойств» упрощенно можно представить в виде равнобедренного треугольника.

В основании его - наша физическая энергия. Правая сторона – это наши эмоции. Левая сторона – линия нашего интеллекта. Если развивать только одну сторону треугольника, то его равновесие нарушится. Если человек не занимается физическими упражнениями, то основание треугольника уменьшится, и он станет неустойчивым. «Благородный дух не жизнеспособен в слабом болезненном теле». Дряблые мышцы, приведут, в конце концов, к хилым мыслям, и к прокисшим чувствам. Если все помыслы человека сводятся к «накачиванию» тугих бицепсов, а вся логика жизни сводится к нехитрой формуле: «Я прав, потому что сильнее» или «сила есть ума не надо» – то в этом мало хорошего. Если человек живёт только эмоциями, восхищается каждым цветком или расстраивается по пустякам – то вряд ли что-либо путное из этого получится. Гармония должна проявляться, прежде всего, в самой манере поведения.

-Так, это как у А.И. Крылова в басне:

«Быть сильным хорошо, ещё быть умным лучше вдвое.

&# Кто веры этому неймёт, тот в жизни для себя пример найдет,

Что сила без ума сокровище плохое».

А.И. Крылов, «Лев и человек».

-Вдруг вспомнил я.

-Неподготовленное тело не может стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства, - продолжил Шифу. - Человек обладает врождёнными качествами, которые составляют его сущность. Физические и умственные способности характеризуют его наиболее полно.

-Но, в чем же состоит сущность человека? – включился в дискуссию Мирон.

-Этого вам никто не скажет. Эта та великая тайна, которую должен открыть каждый индивидуум сам. Это сугубо индивидуально. Хотя, когда мы занимаемся физическими и духовными практиками, то стремимся к самореализации к крохотным моментам осознания себя. Благодаря жизненному опыту, знаниям и чувственному восприятию энергии природы, человек может открыть свою сущность и тем самым познать единство собственного Духа и Матери природы, - снова в философские рассуждения пустился Шифу.

Сущность человека можно тоже представить в виде треугольника с равными сторонами. Этот треугольник опирается на вершину. Противоположная сторона характеризует баланс (равновесие) человека в любой ситуации.

Правая сторона треугольника представляет внутреннюю работу организма. Левая сторона – внешняя работа организма.


Недостаточная работа правой или левой стороны треугольника, нарушает общее его равновесие и человек начинает ощущать неудобства, недомогание, утрачивает своё природное здоровье.

Большой интерес представляет собой взаимодействие двух треугольников, то есть личности и сущности в человеке.

Если у человека с хорошим здоровьем и нормальным интеллектом сущность господствует над личностью, то он не способен к развитию в полной мере, как обладающий сильными личностными особенностями.

Если личность подавляет, превалирует над сущностью, то в таких случаях сущность человека остается в полу развитом состоянии. Много умных и симпатичных людей не может выполнить простых физических упражнений, доступных телу человека развитого гармонично.

Гунфу пронизано законом единства и борьбы противоположностей, выраженным в философской концепции инь и ян. Гунфу, как система, способна развить гармоничного человека, рассматривает сущность и личность человека параллельно и не допускает ярко выраженного перерастания одного качества в другое. Это равновесие между личностью и сущностью достигается глубоким изучением человеком себя, через самонаблюдение. Но это самонаблюдение не должно быть пассивным, оно обязано основываться на научных, философских, морально-этических принципах.

-Спасибо Шифу за откровение, - как бы за всех нас поблагодарил Анатолий Попович, - но нам предстоит решить ряд проблем, которые поставило перед нами руководство Воздушно-десантных войск СССР. Сейчас остро стоит проблема повышения боеспособности солдат, особенно в рукопашном бою. Нам предстоит разработать и продемонстрировать наиболее эффективные приемы рукопашного боя, которые могут послужить базой для подготовки наших солдат. В разработке приемов мы должны стремиться использовать не только достижения различных школ, стилей и направлений боевых искусств, но и знакомые каждому солдату навыки обращения с автоматом как с холодным оружием, владения саперной лопаткой, ножом и другими подручными средствами. Считаю целесообразным сделать упор на молниеносные и колющие удары, в сочетании с техникой ног. Нужно разработать методику подготовки стремительного каскада ударов, которые подавляли сопротивление противника, парализуя и лишая его воли к победе. Особое внимание нужно уделить обманным движениям, освобождению от захватов, удушающим приемам, а также способам «снятия» часовых. Руководство ВДВ, предписало: «Разработать, защитное оборудование, для проведения тренировочных и спортивных поединков в полных контакт, с холодным оружием, и голыми руками, с целью не причинения вреда».

Однако, если рукопашный бой будет развиваться лишь в солдатских казармах его может постигнуть плачевная участь многих великих изобретений человечества – стандартизация и упрощение. Для совершенствования уникальных особенностей различных стилей боевых искусств и выведения их на качественно новый этап требуется кропотливая и упорная работа. Подобный эксперимент будет проведен в Москве, через несколько месяцев, где соберутся выдающиеся мастера и коллективы с целью продемонстрировать свое умение и «видение» развития рукопашного боя в войсках. Вот такое славное дело нам предстоит совершить.