В конце прошлого века в Японии в старинном самурайском роде из префектуры Вакаяма родился создатель айкидо Уэсиба Морихэй. Его отец был профессиональным наставником воинских искусств.
По поверью, Морихэй с детства был хлипким и чахлым, болезненно переживал насмешки соседей и сочувствие родных. Что бы избавиться от насмешек, он покинул дом, решив вернуться лишь после того, как избавится от своих недостатков, станет крепче всех и сможет одолеть любого человека.
Чтобы осуществить задуманное Уэсиба выбрал боевые искусства и начал заниматься ими с невероятным усердием и упорством. Сказывают, что он изучил множество видов боевых искусств, в том числе и каратэ-до.
С тринадцати лет Уэсиба, под наставлением Тодзава Токасобуро, наставника школы Кито, начал заниматься дзю-дзюцу. Большое внимание он уделял силовой подготовке, по совету своего учителя, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках.
Уэсиба не был доволен начальными познаниями в дзю-дзюцу, поэтому в поисках сильнейших мастеров исходил всю Японию, оставаясь в учениках у тех, кто смог его одолеть, постигать их тайны и лишь после того, как побеждал очередного учителя, он снова отправлялся в путь.
Одновременно Уэсиба постигал секреты кэндо (кэн-дзюцу) и фехтования на копьях (со-дзюцу) у знаменитого мастера школы Ягю, Накаи Масакацу. Позднее, при создании айкидо, умение владеть мечом и копьем обогатило комплекс приемов этого вида борьбы.
Во время русско-японской войны Уэсиба, поддавшись пропаганде, добровольно завербовался в армию и участвовал в боях на равнинах Манчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В итоге, закаленный организм победил недуг, он вылечился. И вновь начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо.
Минуя двадцать с лишним лет после начала странствий Уэсиба Морихей приобрел славу вновь величайшего специалиста в области боевых искусств. За эти годы он постигнул столько, сколько другие не могут постигнуть и за всю жизнь. Морихей мог победить любого, его же не мог победить никто.
Но его душа так и не обрела покоя. Морихей, который одерживал бесчисленное количество побед и мог за считанные секунды одолеть чуть ли ни любое количество невооруженных и вооруженных соперников, вдруг ясно осознал, что цель, которую он когда-то перед собой поставил и к которой шел все эти годы – стать самым сильным и побеждать всех и каждого – есть не что иное, как притворство.
Однажды появится тот, кто будет крепче его, с возрастом на смену победам обязательно придут поражения, и более молодой мастер лишит его смысла жизни, отняв то, ради чего он жил. Он осознал, что победа не приносит пользы и счастья ни ему, ни окружающим. А значит, победа относительна и даже бессмысленна.
Потеряв былые убеждения и образ мышления, Уэсиба начал искать новый путь. Он, прежде видевший в боевых искусствах лишь единоборства и не более того, начал читать философские трактаты, внимательно изучать буддизм, конфуцианство, даосизм и синтоизм, стучатся в двери известных мудрецов и врата храмов.
В итоге, Уэсиба нашел то, что искал. Впоследствии мучительных размышлений и сомнений ему открылась истина: он должен идти путем природы и любви. И, объединив определенные элементы известных ему искусств с новой философией, Уэсиба создал принципиально новое искусство.
Оно стоит особняком в ряду других боевых искусств и по праву считается самым трудным из них. Он дал ему название айкидо, что в переводе означает “путь к гармонии духа”, сравнив свое детище с волшебным мечом, который творит чудеса в руках не сильного, но правого.
Создав айкидо, Уэсиба долгие годы держал его в секрете, лишь нескольких избранных он посвятил в тайну “волшебного меча”. И только в пятидесятых годах во всеуслышание объявил о его существовании, посчитав, что айкидо откроет новый путь сломленному и побежденному народу, утратившему веру и идеалы, находящемуся на грани катастрофы. Он искренне верил в огромные потенциальные возможности айкидо, кроме того, он писал, что оно предназначено не для группы людей, не для 1-ого народа, а для всего человечества.
В то время, в 50-х годах, айкидо проникло в США и Европу. Прежде в Японии появилась книга “Путь природы и любви в айкидо”, составленная сыном мастера Кисомару, а после сам Морихей вместе с сыном и учеником свершил турне по США, Европе и Азии.
Он действенно помогал распространению айкидо за рубежом – по его требованию открыли несколько айкицентров в США, во Франции, Италии, Индии, Бирме, других странах. Айкидо приобрело огромную известность как в Японии, так и за рубежом, а сам Уэсиба за свою работу, которая была оценена по заслугам, получил звание профессора и почетный орден своей страны.
(Источник: allbudo.ru)
Отрывок из книги Кисшомару Уэсиба «Айкидо»: Поскольку слово «гармония» (ай) созвучно слову «любовь» (ай), я решил дать своему уникальному БУДО название АЙКИДО. Слово АЙКИ – очень старое, но я вкладываю в него совершенно иной смысл, чем воины древности. АЙКИ – это не приемы боя или нанесения поражения врагу. Это путь, ведущий к установлению мира во всем мире и объединению всех людей в одну семью. Секрет АЙКИДО – в том, чтобы достичь гармонии с движением Вселенной и прийти к согласию с самой Вселенной. Тот, кто постиг секрет АЙКИДО, открыл Вселенную внутри себя и может с полным правом сказать: «Я и есть Вселенная». (Из книги Кисшомару Уэсиба «Айкидо» (Хондзанся, Токио, 1963), стр.177-181 - Источник: dharuma.ru) Смотреть видео:
Я не знаю поражения, как бы быстро мой противник ни атаковал. Это не потому, что моя техника быстрее, чем техника партнера. Дело вообще не в скорости. Просто бой заканчивается, не успев начаться.
Когда кто-либо пытается подраться со мной, он замысливает борьбу с самой Вселенной. И так он нарушает свою гармонию с ней. Может ли он победить? Еще только намереваясь драться со мной, он уже побежден. У времени нет меры «быстро» или «медленно».
АЙКИДО – это непротивление. Поскольку оно не сопротивляется, то всегда побеждает.
Тот, у кого ум кривой и раздираемый противоречиями, изначально обречен на поражение.
Как же ты можешь выпрямить свой кривой ум, очистить свое сердце и быть в гармонии с действиями всех вещей в Природе? Прежде всего ты вбираешь в свое сердце сердце Творца. Это и есть Великая Любовь, вездесущая во всех уголках и во все времена Вселенной. «В любви нет противоречия. У любви не врага». Противоречивый ум, который думает о существовании врага, не согласуется с волей Бога.
Тот, кто не понимает этого, не может быть в гармонии с Вселенной. Его БУДО – это БУДО разрушения. Это не созидательное БУДО.
Поэтому соревнование в выполнении приемов, выявление победителя и побежденного – не истинное БУДО. Истинное БУДО не знает поражения. «Непобедимый» означает «никогда не сражающийся».
«Победа» для нас – это победа над противоречивым умом в самих себе. Такова дарованная нам миссия.
Это не просто теория. Ты должен практиковать это. Тогда ты воспримешь великую силу единства с Природой.
Не смотри противнику в глаза, иначе твой ум будет втянут в них. Не смотри на его меч, иначе этот меч убьет тебя. Не смотри на него самого, иначе твой дух рассеется. Истинное БУДО заключается в том, чтобы выработать привлекательность, которая позволяет втянуть всего противника в себя. Все, что мне остается делать, – это придерживаться этого пути.
Мне достаточно даже стоять спиной к противнику. Когда он нападает, нанося удар, он повредит самому себе своим намерением ударить. Я един со Вселенной, вот и все. Когда я стою, он будет втянут в меня. Перед Уэсибой из АЙКИДО нет ни времени, ни пространства – только Вселенная как она есть.
У Уэсибы из АЙКИДО нет врага. Ты ошибаешься, если думаешь, что практиковать БУДО означает иметь много противников и врагов и порубить их всех. У истинногоБУДО нет ни противников, ни врагов. Истинное БУДО – в том, чтобы быть единым со Вселенной; то есть слиться с Центром Вселенной.
В АЙКИДО нужен такой ум, который хочет служить миру для всех людей во всем мире, а не такой, который хочет быть сильным и тренироваться только для того, чтобы свалить противника.
Когда меня спрашивают, почерпнуты ли принципы моего АЙКИДО из религии, я говорю: «Как раз наоборот». Принципы моего истинного БУДО – это то, что освящает все религии и приводит ИХ к завершению.
Я спокоен, когда бы и как бы на меня ни нападали. У меня нет привязанности ни к жизни, ни к смерти. Я оставляю все как есть Богу. Не будь привязан к жизни и смерти и оставляй Ему все – не только, когда на тебя нападают, но и в своей повседневной жизни.
Истинное БУДО – это труд любви. Это труд дарования жизни всем существам, а не убийства или борьбы друг с другом. Любовь – это божество, защитник всего сущего. Без нее ничто не может существовать. АЙКИДО – это осуществление любви.
Я не ищу общества людей. Чьего же общества я ищу? Бога. Этот мир не в порядке, потому что люди ищут общества друг друга, говоря и делая глупости. Добрые и злые существа – одна семья в этом мире. АЙКИДО отбрасывает любые привязанности; АЙКИДО не называет относительное добрым или злым. АЙКИДО поддерживает рост и развитие всех существ и служит совершенству Вселенной.
В АЙКИДО мы овладеваем умом противника до того, как сойдемся с ним в поединке. Мы идем по жизни с той же притягательностью нашего духа и пытаемся овладеть всей картиной мира.
Мы непрерывно молимся, чтобы сражения не произошло. Вот почему мы строго запрещаем поединки в АЙКИДО. Дух АЙКИДО – это дух любовной атаки и спокойного примирения. С этой целью мы связываем и объединяем противников силой воли любви. Любовью мы можем очищать других.
Понимай АЙКИДО прежде всего как БУДО, а потом – как путь служения делу создания Мировой Семьи. АЙКИДО – не для одной страны и не для отдельного человека. Его единственная задача – выполнение работы Бога.
Истинное БУДО – это любовная защита всех существ в духе примирения. Примирить означает позволить осуществиться миссии каждого.
Быть на Пути означает быть единым с волей Бога и следовать ей. Если мы хоть немного отклоняемся от нее, это уже не Путь.
Можно сказать, что АЙКИДО есть способ изгнания демонов не мечом, а искренностью нашего ДЫХАНИЯ. Иначе говоря, способ превращения мира демонического ума в Мир Духа. Такова миссия АЙКИДО. Демонический ум будет повержен, а Дух восторжествует. Тогда АЙКИДО принесет плоды в этом мире.
Без БУДО нация приходит в упадок, потому что БУДО – это жизнь, посвященная любовной защите, и источник познавательной деятельности.
Тот, кто стремится изучать АЙКИДО, должен раскрыть свой ум, слушать искренность Бога посредством АЙКИ и практиковать ее. Ты должен понимать АЙКИ, практиковать его и постоянно совершенствоваться. Начинай воспитывать свой дух прямо сейчас!
АЙКИДО – это не исправление других, а исправление своего собственного ума. Такова миссия АЙКИДО, и она должна стать твоей миссией...
Скачать Видео (видео ролик с участием Морихея Уэсибы)
АЙКИ-ДО - ПУТЬ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ (Из книги "Кэмпо - традиция воинских искусств ")
Мои комментарии